Школа II ступени реорганизуется. Реорганизуется коренным образом вся, система образования и воспитания. Коммунистический принцип многостороннего технического образования (политехнизм) в соединении с производительным трудом и подготовкой развитых сознательных членов коммунистического общества - этот принцип положен в основу реорганизации. Этим, самым мы впервые в истории общества практически ликвидируем тысячелетний разрыв между физическим и умственным трудом. Маркс, первый сказавший о том, что рабочему классу нужна политехническая школа, тут же указывал, что пока существует капитализм рабочим не удастся построить такую школу. А спустя несколько десятилетии, в тяжелые дни января 1921 г., Владимир Ильич набрасывал свои знаменитые заметки к тезисам тов. Крупской но народному образованию: «Безусловным заданием поставить немедленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных сейчас же шагов к политехническому образованию».
Комсомол ряд лет яростно боролся за эту ленинскую установку. Против схоластики, против буржуазного академизма, против разрыва теории и практики, против отчужденности школы от производства - против всего этого направляли мы главный огонь и еще не время складывать оружие. Ведь у «ас еще до сих пор занимаются в школах исключительно слушанием комплекса материала, чтением, письмом, рисованием и... зубрежкой. Подросток прикован к парте (см. «правую сторону (монтажа), он не знает завода, не имеет даже минимальных технико - экономических знаний и трудового опыта.
Принципиальные позиции комсомола в спорах о системе наробраза признаны правильными. Партийное совещание четко сказало, что нужно перестраивать школу ударными темпами нашей эпохи, что должна быть создана такая школа, которая организует детский труд, вводит детей в общественное производство и общественную работу. Последнее решение Наркомпроса, ЦК ВЛКСМ и ЦК Рабпрос говорит об ускоренном развитии и укреплении фабрично - заводских семилеток, крепко связанных с определенным производством, но дающих одновременно углубленное политехническое и общее образование. Деревенские семилетки на такой же широкой политехнической базе будут готовить кадры массовой квалификации (бригадиры полеводства, коллективных скотных дворов, трактористы и т. д.). Старшие группы II ступени превращаются в техникумы и повышенные профшколы. Осуществлению политехнизма в советской школе должно быть сейчас подчинено все - и выработка программ, учебников, монтаж оборудования, распределение дня и т. д. Надо понять, что дело политехнизации школы приобретает в наши дни такое же значение, как индустриализация страны, как коллективизация сельского хозяйства.
Величайшая историческая задача комсомола я всей рабочей молодежи теперь, когда практически в массовом гигантском масштабе началась революционная переделка средней шкоды, - умело помочь в этом деле и обеспечить подлинное превращение школы в культурно - производственную ячейку, на которую в. своей деятельности по социалистическому переустройству народного хозяйства могли бы опираться советские и хозяйственные организации.
Нужно всеми силами помочь тем школам, которые уже перестраиваются и перестроились, заменив парту, лабораторией (см. левую сторону монтажа), ФЗУ должны брать шефство над фабрично - заводскими семилетками, помогая им создавать свои учебные цехи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Заметки о литературном молодняке
Из речи на XV съезде ВКП(Б)