Иван Поддубный

Б Чесноков| опубликовано в номере №434, июнь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это было давно, лет 50 назад. Столица Франции Париж переживала небывалую спортивную лихорадку. Каждый год, вот уже в течение пяти лет, в нём разыгрывалось мировое первенство среди борцов-профессионалов. Титул чемпиона мира оспаривали сильнейшие борцы - представители всех стран Европы.

Победителями в первых двух чемпионатах вышли турки Юсуф и Кара Ахмет. Юсуф был гигантом в 188 сантиметров роста и весом в 120 килограммов. Ахмет при росте в 180 сантиметров весил 100 килограммов. Оба турка обладали выдающейся силой, что вместе с чрезвычайно жестокой манерой борьбы обеспечивало им успех. Третий и четвёртый чемпионаты выиграли французы Лоран Бокеруа и Поль Понс.

В чемпионате 1901 года - пятом по счёту - впервые выступил представитель России эстонец Георгий Гаккеншмидт. Ученик п етербургского атлетического общества, Гаккеншмидт был выдающимся атлетом-гиревиком, почти не имевшим себе равных в упражнениях с тяжёлыми гирями. Борьбой он не особенно увлекался. Но феноменальная сила и неиссякаемая энергия вывели его на первое место в чемпионате.

Турниры происходили в огромном парижском цирке «Казино де Пари». Ежевечерне его переполняли зрители, преимущественно аристократия. Тысячные толпы окружали цирк - не попавшие на места ожидали результатов, обсуждали ход схваток. Каждый имел своего любимца, фаворита на арене. Наутро газеты с отчётами о борьбе шли нарасхват. Парижане толпами ходили за борцами, знакомства с ними искали виднейшие представители знати. Можно сказать, что в дни чемпионатов борцы и борьба владели Парижем...

... Южный вечер овеял покоем маленький черноморский городок Феодосию. Тихо было в порту. Дремало в прохладе после знойного дня море. Лишь в одном уголке города бушевала буря. Этим местом был летний цирк Бескоровайного.

Только вчера силачи выступающей в нём труппы «всыпали по первое число» смельчаку, принявшему их вызов на соревнование в упражнениях с гирями. Гири были с «фокусами» - шары неодинакового веса, ручки «пирамид» круто пригнуты. Трудно было найти баланс; гриф и ручки выламывали кисть - надо было знать и иметь сноровку, как брать эти гири. А сегодня этот видный детина снова вышел на арену и так же спокойно и скромно, но решительно заявил организатору:

- Хочу бороться на поясах с вашими борцами,.

Зрители сразу стали на сторону «своего». Да и организаторам импровизированная схватка была на руку. Она разжигала огонь азарта и ещё больше привлекла в цирк зрителя. Опасность того, что любитель из публики развенчает цирковых борцов-профессионалов, почти исключалась. Они не только были сильнее любого любителя, но и являлись мастерами своего дела.

Через десять минут на середине арены сошлись: детина в одежде, как был, и профессионал в трико. Взялись за пояса. Зрители замерли. Циркач должен быть артистом в работе. Играя мускулами, он рванул парня из стороны в сторону и приготовился к решительному приёму. Но тут произошло другое. Парень как-то сжался, подсел и надавил на борца. Тот, не желая отступать, всем телом подался вперёд. Парень только и ждал этого. Мгновенно выпрямившись, он закинулся, рванул назад вправо, и циркач, описав в воздухе дугу ногами, на всю спину грохнулся на манеж.

С этого момента в цирке и началась буря.

Борец смущённо ушёл. А детина остался на арене, никак не реагируя на крики и рукоплескания. В минуту затишья зрители услышали его спокойный голос:

- Давай другого!

Организаторы растерялись, пытались отшутиться, но зрители настойчиво требовали:

- Другого! Давай другого!

Вышел второй. Сильный, серьёзный. Силач – итальянец Семи Паппи. В поясной борьбе поймать момент, когда противник, переступая, окажется на одной ноге, а его туловище на мгновенье будет выведено из равновесия, - всё. Паппи начал энергично мотать по ковру парня, чтоб создать такое положение. Но тот вдруг молниеносным винтообразным движением взметнул противника в воздух и ударил спиной о ковёр.

Каждый вечер потом парень спокойно выходил на арену. Бросал на лопатки очередного противника и уходил. Только один из всей труппы - гигант Пётр Янковский - устоял против него...

Цирк уехал. А старший рабочий фирмы «Ливас» Иван Поддубный остался на своей службе.

В следующем-1897 году - в Севастополе, в цирке Труни, он впервые выступил как профессиональный борец.

Родился Иван Поддубный в 1871 году в селе Богодуховка, Золотоношского уезда, Полтавской губернии, в крестьянской семье. До двадцати одного года он жил в деревне, потом уехал на заработки в Севастополь. Там он начал работать портовым грузчиком, затем перевёлся в Феодосию.

Чем развлекалась крестьянская молодёжь того времени? Игра в бабки, бои «на кулачки» да борьба - вот и всё. Иван боролся всегда и с кем угодно. Это была простая русская борьба «в обхват» или на кушаках. Наделённый от природы выдающейся силой, в борьбе он нашёл своё призвание.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены