Летом прошлого года в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, в зале, где собраны произведения величайших мастеров живописи, появилась новая картина - «Портрет молодой дамы с веерам». Картина попала сюда при необычайных обстоятельствах.
... Лет пятнадцать назад в ленинградском особняке, принадлежавшем когда - то аристократам Нарышкиным, был обнаружен женский портрет работы неизвестного художника. Картина была вделана в стену, и, может быть, поэтому не увезли ее с собой бывшие владельцы особняка.
С первого взгляда портрет не обращал на себя внимания. На буром фоне вырисовывалось темное рябоватое женское лицо. Фигура и руки женщины были покрыты толстым слоем потемневшего лака и грязи.
Картину перевезли в Москву и выставили в одном из антикварных магазинов, в Столешниковом переулке. Там увидел ее профессор В. Н. Лазарев. Он нашел, что портрет сделан хорошим мастером, и посоветовал Музею изобразительных искусств приобрести это полотно.
Осенью 1938 года московские музеи готовили картины для выставок в различных городах Союза. Перед отправкой из Москвы картины обычно осматриваются и приводятся в порядок. А так как в число полотен, предназначавшихся для выставок, попал и «Портрет молодой дамы», то его перенесли в реставрационную мастерскую. Художник Корин попробовал произвести расчистку небольшой части лица молодой женщины, изображенной на картине. Он осторожно снял верхние слои грязи, лака, красок, и вдруг перед его изумленным взором сверкнула живопись первоклассного мастера. Казалось, что под приподнятой вуалью сиял кусочек живой нежной кожи.
С волнением Корин приступил к реставрации портрета. Всю зиму 1938 - 1939 года он осторожно и терпеливо снимал краски - слой за слоем - и словно читал историю погребения «Молодой дамы». Он увидел, что в прошлом портрет много раз подвергался реставрациям. Уже в первое столетие своего существования картина, видимо, сильно потускнела от дыма каминов и копоти свечей. Тогдашние владельцы дали ее подновить какому - то третьестепенному мастеру.
В дальнейшем эта операция производилась не раз. При очередной реставрации монограммы автора картины уже не разглядели и, переписывая заново фон, покрыли и ее. Так был утерян автор.
Но живопись не погибла. Через сотни лет искусные руки мастера Корина вернули миру прекрасное произведение. Когда трудная работа реставратора была закончена, взору предстал подлинный «Портрет молодой дамы с веером».
На темном бархатистом фоне выделяется фигура молодой женщины в парадном платье начала XVII века. Ослепительными переливами горит лиловато - розовый шелк. На длинном лифе золотые украшения, выполненные с ювелирной тонкостью. Воротник из драгоценных кружев напоминает морозный узор на стекле. В длинных розовых пальцах веер. Фигура скрыта громоздким платьем, но лицо в голубоватой пене кружев светится нежными переливами перламутра. Так писать живое тело могли только Рубенс и Ван - Дейк.
И не было неожиданностью, когда в правам верхнем углу картины, под слоем записей и лака, открылась монограмма «R. F.» - сокращение слов «Rubens fecit», что значит: «Рубенс сделал».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.