Искусство видеть

Ю Нейман| опубликовано в номере №332, август 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Картина для художника, как роман для писателя, - плод известной зрелости, опыта и наблюдений. Фантазия - верный друг творчества - переносит автора картины в любое невиданное им место, в любое время. Но и место и время становятся убедительными для зрителя только в том случае, если реальность их подкреплена вескими художественными доводами - наблюдениями, почерпнутыми из жизни.

Ни Коля Лузгин, ни Володя Жучков не присутствовали при взятии сопки Заозерной. Вряд ли они видели в своей жизни хотя бы одно сражение. Тем не менее, большая композиция на эту тему, написанная юными художниками, не только гармонична по цвету и рисунку: она жизненна, она волнует зрителя напряженностью и стремительностью действия.

Как этого удалось достичь? Что помогло авторам картины передать атмосферу невиданного ими боя, грозовое движение штурмующих красных колонн и сокрушающую мощь советской авиации? Увлеченность темой и тщательное изучение материалов? Да, конечно, в первую очередь это. Произведения мастеров батальной живописи? Да, помогли и они. Но картина «Взятие сопки Заозерной» стала живой и убедительной потому, что авторы ее в известной степени овладели искусством видеть природу и характерные особенности движения человеческого тела.

Работе юных художников помог ли правильные методы, привитые преподавателями изостудии Замоскворецкого дома пионеров. Щенята барахтаются на полу. Они тыкают друг друга мокрыми носами, повизгивают, перебирают мохнатыми лапками. На первый взгляд они все одинаковы, только у того вон белое ухо, а этот самый толстый. Но если внимательно присмотреться, видишь, что у каждого из щенят свой характер. Белоухий - нахал и задира, черненький - робок, толстый - ленив и благодушен. Становится понятным, чем они отличны друг от друга и что в них, так сказать, общещенячьего.

В каждом из бесчисленных движений щенят ощутимы мягкость, грациозная неуклюжесть, теплота тельца под густой шерсткой. Взять сейчас комок податливой глины, размять, и он сам, кажется, под твоей рукой примет округлые живые формы. Приглядываясь к забавной возне щенят, внимательный наблюдатель точно впитывает в себя все виденное и не просто впитывает, но расчленяет, усваивает особенности поведения этих маленьких существ.

Чтобы лепить и рисовать, нужно прежде всего понять самое существенное и характерное в явлении, предмете, звере, человеке. Для этого надо учиться наблюдать. С наблюдения начинается художник.

О различии между художником и ремесленником рассказывает ребятам во вступительной своей лекции Григорий Андреевич Козлов. На первом же уроке ученики изостудии Замоскворецкого дома пионеров учатся понимать, что копий не должно быть. Настоящий художник творит, создает формы, глубоко и осмысленно изучая природу.

Техника лепки и рисунка приобретается постепенно, в процессе работы. Прежде всего надо учиться наблюдать жизнь.

И ребята отправляются на улицы, в сады. Они часами простаивают около снежных гор, присматриваясь к катающимся, к их разгоряченным лицам, к стремительным виражам саней. Они пытливо вглядываются в прохожих. Чем отличается походка старика от движений юноши? Эту простую разницу как будто знает каждый, но точно ли каждый сможет показать ее четко, реально, в контурах и объемах?

Любопытно, как совсем юный скульптор начинает овладевать образом. Маленький мальчик впервые лепит красноармейца: перед зрителем еле оформленный кусок застывшей глины, кривой овал головы, плоская глыба туловища. «Присмотрись к красноармейцу», - говорит преподаватель. Мальчик присматривается, внимание его останавливает шлем. Чрезмерно высокий шлем увенчивает вторую его работу. Затем запоминаются руки и ноги. Потом шинель, перетянутая ремнем. Образ красноармейца постепенно конкретизируется, приобретает формы. Ребенок выучился лепить? Нет, он понемногу приучается видеть.

В студии не имеют дела с гипсами. Но сюда приносят живых щенят. Их долго наблюдают и лепят непременно по памяти, а не с натуры. Образ должен быть не перед глазами, но в сознании художника. Только тогда образ будет воссоздан творчески.

Это азбука искусства. Обучая такой азбуке, очень важно чутко и бережно относиться к особенностям детского восприятия, подчиненного своим законам.

Нередко в произведениях ребят встречаются отклонения от жизненной правды, анатомические неправильности. Иной раз это объясняется не технической беспомощностью автора, а тем, что он изображает все именно так, как видит и понимает. Можно при случае указать юному художнику на его ошибку, но не следует грубо настаивать на исправлении. Иначе ребенок забросит или сломает работу.

Много чуткости, терпенья и любви требуется, чтобы правильно вырастить молодое дарование. Тысячи ребят обучались у Григория Андреевича Козлова, который уже десять лет работает в изостудии Замоскворецкого дома пионеров.

Дважды в шестидневку приходят в острокрыший особняк на Большой Полянке юные живописцы и скульпторы. Они работают в высоких светлых комнатах Дома пионеров. Но едва наступает теплая погода, мастерские оставлены ради зелени и реки, ради голубоватых, вечерних улиц и рябящих, как озера, полян. Пейзажисты стараются передать самые разнообразные моменты освещения. Авторы композиций пишут этюды задуманных картин.

Толчком для творческой мысли чаще всего, служит какое - либо важное событие или жизненный случай, наблюдение. Увлекшись сюжетом, юный художник горячо и сбивчиво делится е товарищами своими замыслами и показывает первые наброски.

То и другое подвергается серьезному обсуждению. Удивительно быстро растет критическое чутье у студийцев! Еще недавно восхищавшиеся любой открыткой, теперь, после частого и осмысленного посещения музеев, они начинают отличать слепое подражание от оригинального произведения, испытывать отвращение к подделке и безвкусице. Обсуждение принимает характер взволнованного спора. Страстные доводы друзей - противников нередко заставляют юного художника многое изменить и дополнить.

Через несколько дней на свет появляется первый этюд. Его ждут с волнением. Картина рождается у всех на глазах, в ее создании принимает дружеское участие вся студия.

Картина закончена. Споры вокруг нее еще напряженнее. Тогда наступает решительный день: оценить качества новорожденной приезжает известный художник, приглашенный специально для этой цели. Веское его слово окрыляет автора или же заставляет задуматься о причинах неудачи.

Теплое воспоминание о взрастившей их студии сохранили многие ее воспитанники. Некоторые из них нашли в искусстве свое подлинное призвание. Работая над проектом памятника поэту Низами для Баку, студент Академии художеств Михаил Аникушин неизменно делился творческими планами со своим бывшим учителем Г. А. Козловым. Теплые письма с подробными описаниями своей жизни и работы присылают Григорию Андреевичу Александр Загорбинин, Леонид Щукин и другие бывшие ученики студии, обучающиеся сейчас в Академии художеств и в художественных школах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены