Искусство удара

Ю Ваньят| опубликовано в номере №433, июнь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Стадион в столице Норвегии - Осло. Играют сборная Норвегии и сборная Советского Союза. 67 - я минута игры. Центр нападения русских футболистов Михаил Бутусов точно передаёт мяч влево на прорыв к мчащемуся вперёд Василию Павлову. Последовал «пушечный» удар Павлова, прозванного на стадионах Европы «королём мячей». Это был четвёртый гол в ворота норвежских футболистов. Счёт стал 4:0 в пользу СССР.

... Стадион в Чехословацком городе Брно. Сборная Москвы играет против одного ив сильнейших профессиональных клубов Центральной Европы «Жеденице». Счёт - 2:2. Обе команды борются за победу. И вот наступает кульминационный момент матча. Виртуозно играющий, неутомимый и темпераментный блондин невысокого роста получает мяч. Это Владимир Степанов - правый полусредний московской команды. Мгновенно оценив обстановку на поле, он точно «выкладывает» мяч на свободное место между двумя рослыми защитниками команды чехов. В это.»окно» устремляется высокий, худощавый игрок. Это «великий комбинатор» Михаил Якушин. Зрители на стадионе, почувствовав всю остроту момента, замирают. Наперерез Якушину бежит широкогрудый, мускулистый игрок «Жеденице». До ворот остаётся 20 метров... 18....16.. И тут Якушин левой ногой посылает мяч в ворота. Словно бомба врезается кожаный шар в самый верхний угол и, отскочив от сетки, падает за спиной распластавшегося в воздухе вратаря. 3: 2 в пользу Москвы.

Стадион в Антверпене. Финал мировой рабочей олимпиады. Московский «Спартак», представлявший советский футбол, играет с сильной командой норвежцев. За несколько минут до конца, после того как Анатолий Акимов, вратарь «Спартака», прозванный щедрой на цветистые эпитеты европейской печатью «человеком - угрём», в акробатическом броске отбил безнадёжный мяч из - под планки, последовал мощный прорыв русских. Два норвежца зорко следили за левым крайним «Спартака» Григорием Федотовым. Но этот игрок всё же обманул их искусным, изящным «финтом» (обманным движением) и, ворвавшись в штрафную площадь, забил гол. Результат стал 2: 0 в пользу «Спартака». Победа осталась за советскими футболистами. Три эпизода из истории советского футбола. Три различных ситуации в игре. Три различных «исполнителя».

Но один итог - гол, нужный для победы. А эти голы, как и все, - результат хорошо поставленного удара по мячу.

Выработка удара у игрока, его «постановка», как говорят тренеры, является сложным, долгим и кропотливым делом. Для того чтобы тот или иной футболист считался квалифицированным игрокам, необходимо, чтобы удар по мячу он осуществлял абсолютно правильно, точно, своевременно с максимальной быстротой И достаточной силой.

Есть игроки, обладающие природной способностью к удару. Среди мастеров назовём Бутусова, Павлова, Федотова, Семёнова, Пайчадзе. Есть игроки, которые, не обладая мощным, «пушечным» ударом, имеют очень точный, выверенный удар. Это, например, П. Дементьев, Рязанцев, Петров. Наконец, есть игроки, которые путём систематической, планомерной тренировки «поставили» себе удар, доходящий до автоматичности. Этим игрокам команды обыкновенно доверяют право на «пенальти» - 11 - метровый, штрафной удар без защиты. Ярким представителем игроков такого типа являются, например, Глазков, забивший за 10 сезонов 36 «пенальти».

Но обладать сильным ударом - это ещё не значит быть хорошим игроком. Глубоко заблуждаются те футболисты, которые думают, что, обладая «пушечным» ударом, они обеспечивают тем самым себе полный успех в игре.

Хороший, или, как говорят специалисты, «классный», игрок должен применять удар во всех его вариантах. Тогда его игра будет технически безупречна.

Излишне повторяться о том, что футбол - атлетическая игра, требующая отличной физической подготовки спортсмена. Подсчитано, что в напряжённых встречах игроки полузащиты пробегают за 90 минут до 11 километров, причём, как правило, бег проходит изнуряющими рывками на 10 - 50 метров.

Надо иметь очень хорошую нервную систему, чтобы успеть точно реагировать на мяч, который, подобно маленькой бомбе, окружностью в 70 сантиметров и весом в 400 - 450 граммов, разрезает воздух со скоростью, доходящей иногда до 200 километров в час! И, для того чтобы меньше тратить силы в игре, быть к «эндшпилю» матча свежее, чем соперник, сохранив больше нервной и физической энергии, надо уметь хорошо владеть ударом.

Рассмотрим все четыре линии команды. Начнём с ворот. Вратарь - единственный игрок в команде, которому можно касаться мяча руками. Поэтому он должен владеть не только точным и сильным ударом для выбивания мяча от ворот, но и уметь при случае, фигурально выражаясь, «дать волю своим кулакам», чтобы отбить высокий мяч в горячей отшагав у ворот. Мы знаем ряд вратарей, отлично владевших ударом как ног, так и рук. Это вратарь сборной Москвы 1926 - 1933 годов Михаил Леонов, это расстрелянный немецкими фашистами лучший вратарь Советское Украины Николай Трусевич. Отличными вратарями являются также играющие сейчас мастера Анатолий Акимов («Торпедо») и Владимир Никаноров (ЦДКА).

В защите советский футбол знает таких «ударных» игроков, как Лев Корчебоков («Динамо»), Георгий Мазанок («Крылья Советов»), Арчил Кикнадзе (Тбилиси), Алексей Пшеничный («Зенит»), Такие защитники свободно могут вести 50 - 70 - метровую «дуэль», находясь на своих штрафных площадках. В 1932 году на матче «Трёхгорка» - «Спартак» в первенстве Москвы защитник забил неотразимый мяч в ворота противника, находясь метрах в 40 - 45 от них!

В полузащите блестящим мастером удара был заслуженный мастер спорта, ныне инженер Автозавода имени Сталина, Фёдор Селин. За головоломные трюки и прыжки зрители прозвали Селина «королём воздуха». Он играл в центре полузащиты по принятой тогда тактической системе «пять в линию» и не раз решал исход матча своими «снарядами», посланными в ворота с 25 - 30 метров. Так же виртуозно он играл головой.

Из нынешних полузащитников надо отметить москвичей Константина Малинина («Спартак»), обладающего «пушечным» ударом, Александра Виноградова (ЦДКА), Леонида Соловьёва («Динамо»), Николая Морозова («Торпедо»). Обладая точным и сильным ударам, эти игроки (особенно последняя тройка) часто включаются в атаку - шестым нападающим.

Но, конечно, уже самый характер футбола подсказывает, что основные мастера удара сосредоточены в нападении. Это про их удары говорят на трибунах: «пушечный», или «мёртвый».

Ленинградец Михаил Бутусов обладал ударом редкой точности и страшной силы. На одной из тренировок вратарь, неудачно выбрав место, был...нокаутирован мячом, посланным Бутусовым.

Так же как о Бутусове, «болельщики» сочиняли легенды и о москвиче Паше Канунникове. Он имел очень развитые, сильные мышцы бёдер - «галифе Канунникова», как в шутку говорили завсегдатаи стадионов. Мальчишки даже передавали шепотом, что на левой бутце этого форварда было написано в назидание вратарям: «Убью - не отвечаю!...»

Выдающийся форвард советского футбола, Канунников действительно имел редкий по силе удар с левой ноги. Лишь динамовец Василий Павлов, имя которого гремело на стадионах в период 1925 - 1936 годов, обладал ударом такой же мощи.

Говоря о мастерах удара в футболе, нельзя пройти мимо имён динамовцев - Василия Смирнова, Сергея Ильина и спартаковца Владимира Степанова. Различные по манере игры, боевому темпераменту и стилю, они объединялись одним - большим искусством владения мячом а точным ударам большой резкости и аилы. Этой тройке советский футбол обязан не одной славной победой в международных встречах. Кстати, все трое неотразимо били «пенальти».

В последние годы в первые ряды советских форвардов выдвинулся Александр Пономарёв («Торпедо»). Это ему принадлежит непревзойдённый пока рекорд, установленный в товарищеском матча сталинградских команд «Трактор» - «Зенит» в 1939 году, когда команда «Трактора» выиграла у своего противника со счётом 7:0 и все 7 мячей были забиты Пономарёвым.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены