Приходилось ли вам видеть картину В. Верещагина «Торжествуют», находящуюся в Государственной Третьяковской галерее в Москве? Вот что изобразил на этой картине Верещагин, яркий представитель своего класса, непрестанно следовавший по пятам войны, буржуазный «поборник мира» и в то же время сторонник колонизаторских, империалистических устремлений российской буржуазии на Восток. На площади Регистан, в Самарканде, торжествуют узбеки - победители. Только что, после отчаянных боев, они выгнали из своей столицы русские войска, захватившие их город. Толпа народа, усевшись в круг на земле, слушает муллу, проповедующего кровавую месть врагам. На высоких шестах воткнуты головы русских. А над всей этой сценой на площади сияет своим великолепием красок и орнаментики мечеть, одно из замечательнейших зданий древней персидско - арабской архитектуры.
Но вот и другая картина, помеченная 1934 г.
Та же площадь Регистан в Самарканде. Все так же сияет это замечательное здание, свидетель вековой истории Узбекистана.
Но сцена на площади уже не та. Жители Самарканда празднуют день 8 марта, день раскрепощения женщины. В радостном людском потоке вся площадь как бы всколыхнулась. Среди моря знамен, плакатов пестреют яркие краски национальных костюмов. Вот в авангарде демонстрации идут комсомольцы. Их радостные, сверкающие улыбками, задорные лица дополняют смехом и радостью этот праздник освобожденного Востока.
Между картиной Верещагина, написанной в 1872 г., и большим полотном Бенькова 1934 г. исторический промежуток равен всего только 62 годам.
Много пришлось перетерпеть за эти годы массам, населявшим эту феодальную колонию царской России. Октябрь вдохнул новую жизнь в этот край, свободную, радостную, пробудившую творчество масс. Из феодальной колонии Узбекистан преобразился в социалистическую братскую республику Союза, из культурно - отсталой страны - в центр цветущей национальной культуры. К будущей истории искусства Узбекистана эти две картины: Верещагина и Бенькова - могут служить замечательным «изобразительным прологом». «Вот как изображали художники эпохи империализма этот край, насыщая свои произведения ненавистью к национальным меньшинствам», - было бы подписью под первой картиной, «Искусство цветущего социалистического Узбекистана» - подписью под второй.
Молодое искусство советского Узбекистана уже насчитывает около 70 профессиональных - художников и многочисленную группу художественной молодежи - рабочих и колхозников. Особенное развитие получили здесь живописное творчество, затем плакат, книжная графика и в меньшей степени скульптура. Достаточно просмотреть произведения современных мастеров Узбекистана, чтобы убедиться в их значительности. Многие наши мастера славятся тем, что их живописное мастерство насыщено колоритом, цветом, их картины сверкают яркой красочностью. Назовем Петрова - Водкина, П. Кузнецова. Но сравните их колорит, достаточно европеизированный, хотя бы с теми полотнами, которые созданы за последние год - два молодым узбекистанским художником Уралом Таксыбаевым. Его краски поражают своим изумительным сочетанием, силою цветового напряжения. Характерно, что этот молодой художник (27-ми лет) почти безвыездно живет в Узбекистане, и, несомненно, его творчество несвободно от всяких влияний, за исключением народного творчества. Творчество Таксыбаева - значительное явление в искусстве СССР. Темы для своих «красочных поэм» он черпает в гуще жизни родного Узбекистана. Это: «Освобождение женщины», «Захват басмача», «В родном ауле», «Казачки», «Кочевье».
Достойную славу Таксыбаева, замечательного живописца, разделяет и Карахан, молодой художник, сын ковродельщицы. Его картины «Окучка хлопка» и «Дорога в кишлак» - яркие красочные сценки, привлекающие зрителя своей насыщенностью цвета, где картина как будто светится изнутри. Тонко выписанный рисунок показывает большое мастерство Карахана и в этой области.
Интересны работы и Усто - Мумина из Ташкента. В начале своего творческого пути мастер, находясь всецело под влиянием древних персидских миниатюр, создает такое мистически стилизованное произведение, как «Дружба и любовь», но затем переходит к красочности и реализму, воспринятым им в русской реалистической живописи. Таковы его «Колхозник - комсомолец» и «Белое золото».
Несколько бледен колорит, но силен рисунок в картине Аввакумова «Сбор хлопка». Влияние миниатюр и фресок древнего Востока явно ощущается в картине Саддыко «Свадьба».
Вместе с национальными художниками работают здесь мастера и ненационалы, но настолько сжившиеся с культурой Узбекистана, что их отделяет от художников - националов разве только некоторый наносной европеизм мастерства и, может быть, самые их имена. Здесь в первую очередь необходимо отметить М. Курзина, прошедшего определенный путь от левых течений к реалистическому, что уже выявлено в его полной жизни картине «Ударная женская бригада». С особенной силой и темпераментом Курзин показывает, как комсомольская молодежь стоит во главе обновляющегося кишлака, является застрельщиком ударничества на социалистических полях Узбекистана. Таким же является и А. Волков, в своих красочных картинах показывающий социалистическую реконструкцию Узбекистана, быт и труд нового социалистического человека, строящего новую жизнь в стране («Штурм бездорожья», «Красноармейцы на Чирчикстрое», «Девушка с хлопком»). Проникновение новых «западных влияний» в живописи в восточное искусство заметно в произведениях Бенькова. Представителем «иноземной» школы, но уже академической, где каждая деталь в картине тщательно, с фотографической точностью, выписана, является Щеголев в его картине «Обработка жерновов».
Искусство Узбекистана еще молодо, но в изобразительном творчестве мы встречаем ряд таких мастеров, которые, несомненно, уже занимают видное место в искусстве СССР.
То, что сейчас мы видим в искусстве Узбекистана, это только фундамент, но достаточно крепкий, на котором возводится большое социалистическое искусство Востока.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Анкета журнала «Смена»
Путешествия Михаила Розенфельда