У популярного американского писателя О. Генри - тонкое остроумие, изумительная изобретательность, блестящая игра неожиданностями.
В его новеллах жизнь так забавна! Капиталисты, миллионеры - милые шутники, они ищут кому бы сплавить свои денежки. Между миллионером и рабочим особой разницы, собственно, нет... Все случайно: миллионер легко может стать нищим, и наоборот. В одной новелле Генри ясно показывает, как рабочий - шахтер превратился в крупного миллионера. Как все просто и весело!...
Легкой, простой, веселой изображается жизнь и в других областях американского буржуазного искусства.
Для живописи неоимпрессионистов и неофутуристов характерно совсем поверхностное отношение к действительности. Здесь нет вдумчивости, нет углубленности, нет анализа. Художнику небо почему - то показалось зеленого цвета, а лицо человека - темно - синим, и он такими заносит их на холст. Или - нагромоздит несколько цветных ромбов, квадратов, эллипсов и подпишет: «Бегущая женщина»...
А прыгающие ритмы американских мелодий, однообразные синкопы фокстротной музыки, хаос джазбандного кривлянья или, наконец, легкая, сладенькая, пошлая музыка композитора О'Негера, - разве все это не утверждает тупое довольство, не уводит от «мудрствований лукавых»... Не музыка - забавный анекдот!
Для Советского союза современное, американское искусство бесполезно. Поэтому его плохо знают. Но вот, к сожалению, охотников до американских фильмов много.
Недавно мы видели фильм «В доках Нью - Йорка». В центре его - кочегар большого парохода. Разумеется, основная черта американского искусства - лакировка и замалчивание противоречий действительности - была здесь полностью сохранена. Этот кочегар Билль с удивительной легкостью шагал «по торной дороге жизни». Он без малейших усилий переносил все неприятности, адскую работу у пароходных топок, тюремное заключение. Великолепная игра артистов, прекрасная постановка призваны создать убедительность этой картины.
В настоящее время у нас демонстрируется новый американский фильм «Молчать». Это еще один образец свойства буржуазного искусства молчать о настоящей действительности показывать до блеска начищенную фальшивую монету. Но с формальной стороны картина сделана с исключительным мастерством.
Вначале фильм «Молчать» кажется весьма демократичным. В конферансе режиссер Сесиль де Милль заявляет: все показанное в картине не вымысел, а подлинная действительность, подтвержденная документами и показаниями свидетелей.
Зритель заинтересован. Кино - иллюстратор выпускает трель и этим еще более усиливается «ожидательное» настроение.
Картина, как будто, антирелигиозная. На экране борьба двух групп американской учащейся молодежи: атеистов и «союза архангела». В чем заключается эта борьба? Во взаимной перестрелке остротами и в драке.
Правда, симпатии режиссера, скорее, на стороне атеистов: они более «идейны» и остроумны. Но сущность религии, как социальной категории, в картине «Молчать» не вскрыта, обойдена.
По существу, борьба между двумя группами молодежи могла протекать и по другим причинам, от этого картина очень мало пострадала бы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.