Искать согласие в бригаде

Борис Кутырев| опубликовано в номере №1367, май 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Обратимся к практике. На некоторых швейных предприятиях провели перекличку многотиражных газет. Вот какой вопрос интересовал всех: как поощрить отличившегося, если в бригаде не оказалось нарушителей? Налицо наглядная характеристика неправильного действия механизма КТУ. Выходит, распределение идет по принципу: у одного берут, другому отдают? Если нет оснований взять у одного, то нечего дать другому? А поощрить надо.

Разберемся в ситуации подробнее. У четырех рабочих в начале месяца одинаковые баллы – по 1. В конце месяца им надо разделить между собой 200 рублей. Баллы при этом складываются так: соответственно 1,2, 0,8, 1,1 и 0,9.

– Зарабатывают вместе, – говорил мне бригадир из Саяногорска, – а распределяют – кто у кого возьмет. Как волки зимой.Так что П.Андреев в своих наблюдениях не одинок. Сколько встречалось случаев, когда бригаде выгодно, чтобы у нее был прогульщик: его минусы – плюсы остальных. Мы считаем – бригада заинтересована в укреплении трудовой дисциплины. А выходит наоборот. Под прикрытием бригадной формы процветает индивидуализм. Или если не индивидуализм, то групповщина. Вот так же отнимали баллы у молодого рабочего, с которого мы начали разговор, на прежнем его заводе.

Каковы изъяны в существующем механизме оценки по КТУ? Не всегда справедливое распределение заработка. Наличие понижающих баллов, которые равнозначны штрафам. Между тем принцип оплаты при социализме – по труду, по вкладу, но не по штрафу, по вычету. К сожалению, в заводских положениях по организации оплаты принцип штрафов имеет широкое хождение. Как иначе назвать «депремирование», «лишение премии»? Вместо того, чтобы формулировать: «Вы заслужили премию 50 процентов», в приказе записывается: «Лишить премии на 50 процентов». В таком случае не следует удивляться тому, что премия считается обязательной частью заработка, а ее невыплата или снижение – наказанием, хотя человек ничего не нарушал, может, только сделал работу средне.

Как же правильно распределять по КСУ? Чтобы не отбирали друг у друга. Чтобы каждый, стремясь увеличить свою долю, способствовал увеличению общего заработка. Чтобы не было штрафов. Можно привести для сравнения систему оценок на соревнованиях гимнастов. Там нет штрафов: сколько заработал – столько поставят. Оценка 9,8, например, складывается не методом «депремирования» из максимальной оценки 10,0 двух десятых балла, а именно складывается: к исходному «тарифу» 9,0 приплюсовываются 0,3 за сложность, 0,3 за виртуозность, 0,2 за изящество. Если даже гимнаст упал, с него не «снимают», как утверждает комментатор, полбалла, а недодают, потому что не заслужил. Наконец, если одному недостает до титула чемпиона мира пять сотых балла, он не возьмет их у товарища, зато, если постарается для себя, увеличит шансы всей своей команды на победу.

Единственное, что отпугивает практиков предлагаемой системы распределения по КСУ, – сложность. Но что лучше – сложная справедливость или простая несправедливость?

В заключение – один важный сюжет, который я назвал бы хождением по наукам. На конференции в Челябинске начальник одного из цехов Ясиновского коксохимзавода, что в Макеевке, рассказал, как он обошел несколько отраслевых и академических НИИ с просьбой ответить на ряд вопросов по коллективным формам труда. И везде получал отказ: этой темой не занимаемся. И вот практикам остается полагаться на опыт других. Что такое опыт других? ВАЗ? Многим «не подходит». Калужский турбинный завод? И здесь, дескать, своя «неповторимая» специфика. Тот же опыт, который все же заимствуют, порой не приносит пользы.

До сих пор на разные вопросы введения новых и реконструкции существующих коллективных форм труда у меня находились какие-то ответы – верные или спорные. Но проблемы «коллективизации» столь серьезны, что требуют не разрозненных усилий, а подключения всей мощи нашей науки. Пока она мало занимается коллективными формами труда. Вместе с тем нельзя все надежды возлагать только на ученых. На трудовой коллектив, закон о котором всенародно обсужден и принят, должны быть сориентированы все службы предприятий, работа общественных организаций, в том числе и комсомольских. Ведь жизнь трудового коллектива – это проблемы и экономические, и социальные, и нравственные. Они касаются каждого из нас.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Живая память

Герой Советского Союза, маршал авиации, председатель Центрального штаба Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа Сергей Руденко отвечает на вопросы журнала «Смена»