Даже лифт в этом доме необыкновенный: он не имеет дверей, не нуждается в лифтере. Люди на ходу ступают на открытую площадку и на ходу выходят на нужном этаже.
- У нас все необыкновенное! - смеется инженер Макаров.
- А роботы у вас не ходят по коридорам?
- Пока нет... Но вот станки, которые будут работать по заданной программе без участия человека, мы скоро сделаем.
Что это за дом и какие чудеса творятся здесь, в многочисленных лабораториях?
Мы находимся в Институте автоматики и телемеханики Академии наук СССР. И чудеса творятся здесь не по мановению волшебной палочки, а в результате кропотливого, упорного труда большого коллектива научных сотрудников, инженеров, лаборантов.
- Сейчас наш институт работает над системами программного управления станками, - говорит Игорь Михайлович Макаров. - Как бы понятнее разъяснить... - Он смущенно оглядывается по сторонам, словно надеясь найти поддержку. - Представьте себе металлообрабатывающий станок. Около него стоит токарь, он закрепляет деталь, крутит ручки и так далее. При программном управлении все эти операции будут выполняться механически, без участия человека.
Стол Макарова завален чертежами и книгами, в которых сложные формулы и уравнения перемежаются с таинственными для непосвященного человека схемами счетных устройств. За этими сухими, даже скучными страницами - огромный цех, пересеченный, как лучами прожекторов, яркими полосами солнечного света, В этом цехе почти нет людей, но удивительные станки автоматически выбрасывают на конвейер красивые, словно отшлифованные детали...
- Таких цехов пока еще нет, - словно угадав наши мысли, говорит Макаров, - но отдельные станки уже вводятся в производство.
Нам хочется спросить о многом, связанном с «тайнами» автоматики, но, затрудняясь сформулировать вопросы, спрашиваем о том, что беспокоит прежде всего:
- А если программная система расстроится... ну, попросту говоря, если автомат испортится?
- Тогда станок сейчас же остановится, и специальная машина не только сообщит об аварии, но и укажет точно, в каком месте находится повреждение. Исследованию автоматических систем и посвящена моя дипломная работа.
Макаров смотрит на блокнот, который я кладу на стол, чтобы записать кое - что из его рассказа о своей работе, и говорит:
- Только, ради бога, не возводите ничего в степень... Трудимся мы всем коллективом. И один без другого ничего не значит.
О своей жизни Макаров рассказывает неохотно. В годы войны пошел работать на завод учеником токаря. Днем стоял у станка, а вечером сидел за школьной партой. После войны приехал в Москву, сдал экзамены в авиационный институт.
- Хотелось поближе к самолетам! - смеется Макаров. - В детстве я мечтал стать летчиком. Даже пытался как - то поступить в летную школу. Метрику подделал, чтобы старше быть, но провалился с позором... А после института пришел сюда, - Макаров оглядывает свою рабочую комнату. - Вначале, конечно, страшновато было: многое не получалось. Помогли товарищи...
Через несколько дней Макаров уезжает в Вену, на Седьмой всемирный фестиваль молодежи. На фестивале молодой инженер расскажет зарубежным друзьям о техническом образовании в Советском Союзе и о работах, связанных с проблемами космоса.
... И снова открытый лифт несет нас мимо этажных площадок. Входят и выходят люди - инженеры и лаборанты, сотрудники института, простые, обыкновенные люди, такие же, как и все. Это они творят чудеса, создавая новую технику - технику будущего...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.