Вот почему лаборатории наших детских технических станций, выставки представляют собой как раз не азы науки, а высокие ее вершины.
В самом деле, Ленинград увлечен, например, электроавтоматикой и управлением по радио всеми видами транспорта, от автомобиля до тяжелых крейсеров. В Москве осуществлены модели соленоидной железной дороги, аэровоздушной, водного троллейбуса, полярной «амфибии», движущейся по воде, льду и снегу. В Одессе юных техников волнуют не разрешенные еще проблемы механизации сельского хозяйства. Новосибирск построит работающую модель гидростанции.
Если собирается кружок любителей фотографии, как будто наиболее спокойного и стандартизованного занятия, то и тут юные работники немедленно выскакивают далеко вперед: они работают с цветной фотографией фотографируют через микроскоп. Московские фотолюбители сконструировали походную фотолабораторию в чемодане, где негативы высушиваются в четыре минуты, где при любом свете можно проявлять, печатать, увеличивать снимки.
В лабораториях Дворцов пионеров и на детских технических станциях можно увидеть много необычайных вещей, от модели подводной лодки, управляемой по радио и выполняющей четырнадцать приказании, до аэросаней, чудно бегающих по снегу, - вещей, свидетельствующих о том, на какие высоты современной техники возносит юных конструкторов и изобретателей их благородная страсть.
Конечно, немногие добираются до этих вершин последовательным путем накапливая факты, знания, идеи и опыт. Большая часть юных техников вынуждена еще осуществлять в моделях чужие идеи, готовые чертеж». Изобретатели - инженеры часто обращаются к детям с предложением построить модель по их чертежам, да и сами ребята, узнав о том или ином проекте, не дожидаясь приглашения, осуществляют в модели идею.
Так в Москве были построены модели полярной «амфибии» по проекту и под руководством профессора Ветчинкина, электромагнитной почты по чертежам изобретателей Гловацкого и Волкова, комплексной хлопкоуборочной машины, изобретенной Чекменевым. Рисунок на обложке журнала «Знание - сила» дал идею соленоидной железной дороги.
Великий изобретатель Рудольф Дизель говорил:
«Нигде и никогда одна идея сама по себе не являлась еще изобретением: подзорная ли труба или магдебургские полушария, прядильный станок или швейная машина - в каждой области техники изобретением считается только выполненная идея». В осуществлении идеи, начиная от выбора материала и кончая сборкой конструкции, исследование и творчество играют такую же роль и имеют такое же значение, как и в создании самой идеи. Страсти же, истинной страсти, дающей человеку многие силы и на долгое время, «черная» работа требует неизмеримо больше чем озарившая, как молния, мозг смелая идея, часто идущая от случайного наблюдения, от нечаянного совпадения, от неожиданной находки.
На Центральной детской технической станции заканчивается действующий макет транспортного узла с автоматической блокировкой. Автоблокировка - дело не новое, но чрезвычайно сложное и трудное. У юных конструкторов весь узел работает автоматически: загорается красный огонь семафора - вагончик останавливается, приближается он к переезду шлагбаум сам опускается и сам вновь поднимается, как только вагон проходит.
Если припомнить, что работники московского метро, вооруженные несравненно большим опытом, знаниями и средствами, далеко не вдруг и вовсе не легко осуществили свою автоблокировку, то легко представить, какого напряжения творческой мысли, изобретательности, а вместе с тем и черновой технической работы потребовал от юных техников этот транспортный автоблокирующийся узел, самостоятельно и совершенно оригинально организованный. Все значение этой черновой работы в технике отлично понимают руководители технических кружков. Если юный техник строит, скажем, модель паровоза, то техническая станция иногда облегчает ему труд тем, что дает ему три готовых колеса, но четвертое он обязан выточить сам.
Вот эту «черную» работу в технике, эту последовательность в накоплении опыта, знаний мы не всегда замечаем при оценке творческого труда юных техников, а без общественного внимания к этой стороне дела и сами они не ценят ее. Во всяком случае, на Центральной детской технической станции я заметил, что никого не смущают небрежная отделка моделей, неполадки при демонстрации их Вам указывают на смелость идеи, идущих далеко вперед, а между тем вагончик соленоидной дороги подталкивают рукой, так как где - то его «заедает»; первый же рейс аэровоздушного вагона кончается коротким замыканием; для того чтобы водный троллейбус шел своей дорогой, в воде установлены загородки о которые он тычется носом. Изоляция электроприборов небрежна, покраска хороша только на авиамоделях. На троллейбусе вместо роликовых токоприемников кривые крученые проволочки с ухватиками на концах. Дело, конечно, не в красоте, не во внешней изящности, а в том, что первым требованием современной техники является расчет точность тщательность выполнения, без чего ни одна современная конструкция, ни одна современная машина не может работать.
Сейчас мы достаточно говорим и пишем о юных техниках, но, отдавая им свое внимание не углубляем его и часто ограничиваемся поверхностным восторгом. Мы не замечаем, что иногда даже самые достойные и талантливые ИЗ них вдруг обнаруживают простои недостаток знаний, а вовсе не смелый полет мысли.
В детской газете приводится с явным сочувствием такая «мечта» очень способного юного конструктора, которому посвящена целая статья:
«Кто не знает, что вода состоит из водорода и кислорода? А кислород - ведь это душа горения! Без него ничто не горит! Как только кислород соединяется с водородом, происходи г. взрыв, причем столь энергичный, что способен привести в движение любой мотор. Шутка ли! Горючее, которое есть всюду: в реке, в озере, даже в водопроводном кране! Кроме того, оно неиссякаемо: соединяясь, эти два газа снова превращаются в воду. Об этом мечтает Арон».
И эта идея - «разложить воду, превратить ее в горючее для мотора», где она станет снова водой, - выдается за такую же мечту, как мечты Жюль Верна, теперь осуществленные!
Но и романтический капитан Немо не пользовался водой в качестве энергетического источника даже для своей подводной лодки. Мечты Жюль Верна исходили из научных познаний, а мечты Афона игнорируют основные законы термодинамики и физики. Вот об этом - то и нужно было сказать.
Поверхностно восторженное и снисходительно умиленное отношение к благородной юношеской страсти, к огромному юношескому движению и вредно и, главное, несправедливо. Ведь мы строим Дворцы пионеров и детские технические станции для того, чтобы помочь детям взбираться на вершины творческой науки творческой техники, чтобы приучать их совмещать страстность с последовательностью и скромностью, чтобы сделать для них и легким и приятным, и счастливым переход от моделирования к настоящей технике, к творческому труду в социалистическом хозяйстве. Мы много даем им, и они на многое способны. Пусть же они знают, что с них много и спросится, и пусть они будут готовы к тому, чтобы оправдать те упования, которые наша родина возлагает на науку и технику.
Президиум Академии наук СССР постановил украсить стены конференц - зала нового здания Академии мраморными досками с высеченным на них завещанием Павлова. Письмо это обращено к нашей молодежи, и, когда видишь, с каким одушевлением она, эта молодежь, склоняется над своим делом, с какой страстностью она отзывается на каждое движение науки и техники, тогда понимаешь, что эта молодежь достойна тех пожеланий, которые оставил ей гений русской науки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.