Студенты о творчестве Николая Соколова
Секция советской литературы Научного студенческого общества Московского государственного университета имени Ломоносова организовала обсуждение поэмы Николая Соколова «Именем жизни».
С интересным докладом выступила аспирантка Зеленцова.
- Поэма «Именем жизни», - сказала она, - это поэма о наступающем коммунизме. Вся образная система произведения, его интонация и ритмика связаны с поэзией Маяковского. Эта связь подчёркнута, параллелями, цитатами, полемикой с ним, но в каждом случае автор творчески использует образы стихов поэта - трибуна.
Героиня поэмы «Именем жизни» - товарищ по труду, товарищ, который в несчастье не бросит, которому действительно можно отдать сердце, ибо знаешь, что она не станет «играть им, как девочка мячиком».
Герой поэмы Соколова богат; это освобождённый человек, хозяин своей жизни, преобразователь природы:
Я вхожу в твою жизнь то мечтой,
то стихами...
Ты грустила, мечтая о водном просторе, - и тотчас же,
тебе улыбаясь волнами, расплескалось Московское море.
Ты хотела и в край, где ветра и морозы
выжигали ростки нашей северной ржи.
я с Кавказа принёс виноградные лозы
и с полярной зимой их сдружил.
Герою стихов Соколова свойственно чувство ответственности за судьбы человечества:
Мне уже с детства невыносимо, когда хорошо одному мне, а рядом прогорклый поток бензина кочевников новых швыряет по Штатам.
Мы верим в искренность чувств героя, мы понимаем, что он имеет право говорить от лица советских людей.
У поэмы есть один крупный недостаток, снижающий ее значение. Он заключается в том, что автор порой впадает в трагизм. Оправдать его может только сложный конфликт, через который автор проводит своего героя:
Скорей же... Ответь мне... Сердце износится, в сомненьях ничтожных сгорит дотла...
Этот трагизм противоречит характеру героини, создаёт ложный конфликт, рождённый литературными увлечениями, а не самой действительностью.
Ставя своего героя в надуманную ситуацию, автор лишает цельности характер героя, делает его менее типичным. Отсюда и такие строки:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Окончание. См. «Смену» №№ 6, 7, 8, 9 и 10