«Именем жизни»

Э Иодковский| опубликовано в номере №577, июнь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Студенты о творчестве Николая Соколова

Секция советской литературы Научного студенческого общества Московского государственного университета имени Ломоносова организовала обсуждение поэмы Николая Соколова «Именем жизни».

С интересным докладом выступила аспирантка Зеленцова.

- Поэма «Именем жизни», - сказала она, - это поэма о наступающем коммунизме. Вся образная система произведения, его интонация и ритмика связаны с поэзией Маяковского. Эта связь подчёркнута, параллелями, цитатами, полемикой с ним, но в каждом случае автор творчески использует образы стихов поэта - трибуна.

Героиня поэмы «Именем жизни» - товарищ по труду, товарищ, который в несчастье не бросит, которому действительно можно отдать сердце, ибо знаешь, что она не станет «играть им, как девочка мячиком».

Герой поэмы Соколова богат; это освобождённый человек, хозяин своей жизни, преобразователь природы:

Я вхожу в твою жизнь то мечтой,

то стихами...

Ты грустила, мечтая о водном просторе, - и тотчас же,

тебе улыбаясь волнами, расплескалось Московское море.

Ты хотела и в край, где ветра и морозы

выжигали ростки нашей северной ржи.

я с Кавказа принёс виноградные лозы

и с полярной зимой их сдружил.

Герою стихов Соколова свойственно чувство ответственности за судьбы человечества:

Мне уже с детства невыносимо, когда хорошо одному мне, а рядом прогорклый поток бензина кочевников новых швыряет по Штатам.

Мы верим в искренность чувств героя, мы понимаем, что он имеет право говорить от лица советских людей.

У поэмы есть один крупный недостаток, снижающий ее значение. Он заключается в том, что автор порой впадает в трагизм. Оправдать его может только сложный конфликт, через который автор проводит своего героя:

Скорей же... Ответь мне... Сердце износится, в сомненьях ничтожных сгорит дотла...

Этот трагизм противоречит характеру героини, создаёт ложный конфликт, рождённый литературными увлечениями, а не самой действительностью.

Ставя своего героя в надуманную ситуацию, автор лишает цельности характер героя, делает его менее типичным. Отсюда и такие строки:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мария Каданцева

Воспитательница детского дома