Поезд подошёл к какому-то полустанку. Странно: почему так много пассажиров сходит здесь? Кругом глухомань, тайга. Обе стороны железнодорожного полотна тесно сжаты густой и молчаливой чащей леса. Что собираются тут делать люди, покинувшие поезд? Уж не на охоту ли они приехали?
Нет, не на охоту. Последуем за ними туда, куда лежит их путь.
... Вот они проехали лесом несколько километров и миновали мост через реку. Дорога поднимается на взгорье, где расположены деревянные домики бывшего старого посёлка «Турьинские рудники». Здесь родился гениальный русский учёный, корифей мировой науки, изобретатель радио Александр Степанович Попов. Сюда-то и держат путь люди, за которыми мы последовали с вами, читатель...
Мы в Краснотурьинске, в самом молодом и самом северном городе Урала. Это младший брат уральских городов. Лишь недавно отметил он свою первую годовщину.
Рядом со старым посёлком сказочно быстро вырос крупный промышленный центр. Краснотурьинск - это алюминий, уголь, лес, медь, золото. Жизнь многотысячного населения города тесно связана с построенным здесь во время Великой Отечественной войны гигантом «крылатого» металла - Богословским алюминиевым заводом, с его громадным глинозёмным производствам, величественным электролизным корпусом, мощной теплоэлектроцентралью, десятками подсобных цехов.
За заводом виден хребет Уральского кряжа. Между горами и городом, в долине реки Турьи, находятся разрезы знаменитых Богословских копей. К северу от города расположены горы Кума и Золотой Камень, у подножий которых разрабатываются богатейшие месторождения бокситов, известные здесь под поэтическим названием «Красная шапочка». А между ними и заводом в годы войны возник новый центр угольной промышленности на базе Волчанского месторождения.
Этим не исчерпываются природные богатства Краснотурьинска. К северу и северо-востоку от него, по рекам Сосьва, Вагранка, Чёрная, Волчанка, добывается золото. Неподалёку от города есть медные и железные рудники, карьеры с огромными запасами отличнейших огнеупорных глин.
В здании Краснотурьинского индустриального техникума помещается музей имени известного русского кристаллографа профессора Евграфа Степановича Фёдорова. В шкафах музея хранятся 220 тысяч образцов разных местных горных пород - бокситовых, медных, железных, марганцевых руд, угля, золота, огнеупорных глин...
Таков район Краснотурьинска, район несметных богатств, разрабатываемых живущими здесь советскими людьми. 'В суровые ноябрьские дни 1941 года прибыла сюда, в дремучую тайгу, в топь, на голое снежное поле, группа проектировщиков с Днепровского алюминиевого завода. В глухой край трескучих уральских морозов и метелиц предстояло увезти с запада, подальше от врага, гигантский завод. Сорвать огромные ванны вместе со старыми полипами, доставить их на Северный Урал, установить на новые фундаменты и установить так, чтобы они немедленно дали алюминий, - это было чудо! И оно совершилось благодаря героизму людей, взявшихся это сделать.
Так было положено начало Краснотурьинску, настоящему культурному городу с шлакобетонными и кирпичными домами, расположенными вдоль шоссейных дорог, домами с центральным отоплением, водопроводом, канализацией. Там, где недавно царствовала тайга, сейчас возвышаются стены высоких сорокапятиквартирных жилых зданий, школ, техникума, библиотеки, радиоузла, клубов, строятся коттеджи, магазины, комфортабельная гостиница.
Блестящее будущее ожидает этот город.
Краснотурьинск - не исключение. Недавно стал городом и далёкий уральский таёжный посёлок Иадель. До войны тут вообще никого не было, но приехали люди, эвакуированные из Никополя, и построили известный сейчас всей стране марганцевый рудник. Теперь здесь действует стационар Уральского филиала Академии наук СССР.
Не значатся ещё на географической карте такие уральские города, как Карпинск, Североуральск, Нижние Серги, Реж, Сухой Лог, Талица, Новая Ляля и другие. Это города, выросшие за последние годы из сёл и рабочих посёлков. Вызвала их к жизни неуёмная энергия советских людей, осваивающих неисчислимые богатства своей необъятной Родины.
Не только на Урале кипит она, эта энергия. Перенесёмся, например, с Урала в Азербайджан, в район нового города Сумгаит.
Здесь была пустыня, простиравшаяся на десятки километров вдоль моря. Харьковчанин-инженер Роман Фёдорович Ковалюк прибыл в эту пустыню, иссечённую ветрами, покрытую лесами и колючей травой, в дни войны. Сюда он приехал с заданием построить город, где варят сталь и прокатывают трубы. В тяжёлых условиях приходилось Ковалюку создавать «строительный участок», как тогда называли воздвигавшийся завод. А сейчас это новый промышленный центр Азербайджана. Город ещё в строительных лесах. Растут корпуса трубопрокатного, химического и других заводов.
И в Азербайджане не один Сумгаит отсутствует на карте географической: можно назвать также города Ордубеды, Куба, Хачмас, Закаталы и другие. И так во всей Советской стране. Куда ни кинь взгляд - везде идёт строительство новых районов, новых городов.
Никакой баснословный Клондайк не сравнится с тем, что делается сейчас в этих, не занесённых ещё на географическую карту юных городах Советского Союза, занятого громадным созидательным мирным трудом.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.