И специалист, и спортсмен

Дм Тарасенков| опубликовано в номере №945, октябрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Пусть получится и приходит.

— А где ему учиться? В школе он не играл в волейбол, в вузе тоже.

Теперь я понимаю слова Сергея Ивановича Каленчука о том, что обязательные занятия в секциях в течение четырех лет не принуждение, а система, которая помогает студенту регулярно заниматься спортом. И говорю:

— А почему бы вам не организовать спортивную работу со студентами так, как это сделано в КПИ?

— Ну, КПИ! — отвечали мне. — КПИ — это исключение. Таких вузов в стране — единицы.

— Значит, КПИ — исключение, а вы правило?

— Да. Мы занимаемся со студентами по программе, определенной приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 163 от 19 мая 1964 года. А КПИ — они сами по себе. «Белая ворона», как говорится.

— Покажите же мне наконец этот приказ, — попросил я.

— Пожалуйста.

Я держу его в руках — приказ № 163. Он предусматривает занятия физподготовкой «на первых четырех семестрах по 2 часа обязательных и 2 факультативно, на всех следующих семестрах по 4 часа в неделю факультативно».

— Факультативно — значит необязательно, — объясняют мне.

Дальше. «Установить сдачу зачетов студентами на пяти курсах по одному зачету в конце каждого учебного года: на 2, 4 и 10-м семестрах обязательно и на 6, 8-м семестрах факультативно».

— То есть опять-таки не обязательно, — говорят мне. — А зачет на пятом курсе (10-й семестр)... Сами посудите, даже если студент и не занимался спортом, он же должен получить диплом. Ну и зачет по физподготовке получит!

Руководители вузов озабочены тем, что из вуза может выйти плохо подготовленный специалист. Но ведь дать студенту необходимую сумму знаний — это лишь часть большой и важной проблемы созидания нового человека — сильного, волевого, умного строителя коммунистического общества. Как раз об этом говорилось в Отчетном докладе на XV съезде комсомола: «Главной нашей задачей было и остается воспитание всесторонне развитых и образованных молодых людей...» Спорт является обязательной составной частью такого воспитания.

— А средства? А преподаватели? А спортивные базы? — слышу я в ответ. — Министерство может ввести новую программу, но сможет ли оно дать все это? Ведь деньги нужны не только на спорт.

— Правильно! — отвечаю я. — А КПИ? В КПИ были пересмотрены штаты в пользу кафедры физвоспитания, были проведены некоторые перестановки. Теперь у них 61 тренер. Значит, можно и так? Кроме того, у них подготовлены инструкторы-общественники, которые помогают тренерам.

— Все это так, — возражают мне. — Но у них ректором Александр Сергеевич Плыгунов, он сам, без всяких уговоров — за спорт. Такой ректор — редкость!.. А с базой у них все равно плохо!

Это верно. Когда в КПИ начали работать спортивные секции, у них был всего один зал. Студенты переоборудовали под второй спортзал гараж. За дело взялись все: партийная и комсомольская организации, спортклуб, профсоюз. Студенты-комсомольцы сами все рассчитали, сами сделали. Именно так, как об этом записано в Резолюции XV съезда ВЛКСМ: «Комсомольские организации несут ответственность за обеспечение подлинной массовости физкультурного движения, подъем спортивного мастерства, воспитание спортсменов в духе патриотизма, коллективизма и трудолюбия, сознания своего гражданского долга». Но вот что плохо: министерство палец о палец не ударило, чтобы помочь, поддержать эту активность. Одного энтузиазма мало. Это же гараж, старый гараж, переделанный в спортзал! Теперь каждые три месяца в КПИ ходят комиссии и грозят закрыть зал. А спортзал в главном корпусе работает с половины восьмого до двенадцати ночи. В нем одновременно занимается до ста человек. Перерыв между занятиями групп — пять минут. Отзанимались гимнасты — пришли волейболисты. За пять минут нужно убрать гимнастические снаряды и натянуть сетки. Да еще протереть мокрой тряпкой пол, присыпанный магнезией. И так с утра до ночи... И студенты КПИ еще не в самом худшем положении: многим вузам приходится гораздо тяжелее!

Летом студенты разъезжаются на каникулы. Значит, спортом в вузе они могут заниматься только в остальное время года, когда на летних стадионах и спортплощадках тренироваться уже нельзя. Студенту-спортсмену, как никому, нужна крыша над головой! Есть затраты, которые окупаются не скоро, и их экономическую выгоду выразить в цифрах почти невозможно. Когда строят завод, легко подсчитать, сколько дохода он принесет государству и когда. Подсчитывал ли кто-нибудь экономическую выгоду спорта? Не знаю. Но давайте прикинем. Человек, который занимается спортом, затрачивает гораздо меньше сил, чем неспортсмен, но работа его эффективнее. Спортсмен инициативен, решителен, он дисциплинирован и четок в работе, у него есть навыки коллективных действий. Он здоров и вынослив. Он редко болеет. Короче, его «отдача» в работе гораздо выше, нежели у человека, не занимающегося спортом. Говоря языком науки, он экономически выгоден обществу! «Назревает вопрос о государственном планировании развития физической культуры и спорта по примеру планирования культуры, здравоохранения, просвещения, бытового обслуживания», — говорил на XV съезде комсомола председатель Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР Ю. Д. Машин.

Деньги на спортивную работу идут в вуз двумя каналами: от Министерства высшего и среднего специального образования и по линии профсоюзов, отчисляющих средства ДСО «Буревестник». Часто эти деньги распыляются по мелочам. Тратятся они в основном на ведущих спортсменов вузов, участвующих в соревнованиях и сборах. А если сэкономить на этом: поменьше ездить, побольше строить? К тому же сейчас разрешено использовать на спорт средства, оставляемые в вузе от доходов за работы, выполненные по хоздоговорам. К тому же можно строить одну межвузовскую базу на несколько институтов. Субсидии на спорт сейчас разобщены. А если произвести объединение средств, отпускаемых на спортивную работу министерством и профсоюзами? Такое объединение возможно, если «Буревестник» станет ведомственным обществом при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Испытание страхом

Иронический рассказ

«Путевка в жизнь»

(Из книги воспоминаний «Жизнь, театр, кино»)