Выл у нас в институте профессор, блестящий ученый. Мы все были просто влюблены в него, копировали его походку, жесты, даже покупали себе шляпы такого же фасона, как у «нашего профессора». А он говорил нам на семинарах: «Почему вы плохо приготовили предмет? Наверное, опять занимались в своих секциях. Вы все бегаете, прыгаете, а наука этого не терпит. Науке нужно отдавать всю свою жизнь, все время без остатка». А мы, между прочим, были совсем неплохими студентами, и никто ниже «четверки» у этого профессора не получал, хотя он был строг и требователен. Но профессор не любил спорт, и мы начинали думать: да, действительно, занимаясь спортом, мы изменяем науке — и переставали ходить в секции.
Но это же нетипично, скажет читатель. Такое случается очень редко.
По заданию редакции я побывал в ряде вузов страны. Разговаривал с заведующими и преподавателями кафедр физвоспитания, со студентами. И оказалось, что эти, с позволения сказать, «нетипичные случаи» за последние годы становятся все более типичными. Перед массовым студенческим спортом выстроилось множество препятствий (как на беговой дорожке). И вузы должны сами, в одиночку преодолевать их. Кто перепрыгнет, а кто и нет. И первый из этих барьеров, как это ни странно, возводят сами руководители вузов. Они рассуждают примерно так: институт должен выпустить специалиста высокой квалификации. Объем знаний, который должен усвоить студент за пять лет учебы, огромен. Каждый год появляются новые дисциплины. Тут не до спорта — предмета необязательного и, может быть, даже совсем ненужного. Дай бог, уложиться в программу.
Доводы эти иногда звучат весьма убедительно, и начинает казаться, что постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта», в котором о делах вузовских сказано очень четко: «В... высших учебных заведениях не уделяется должного внимания массовой физкультурной работе, повышению спортивного мастерства учащихся», — требует от ректоров чего-то совершенно невозможного.
А между тем факты начисто опровергают стройную «теорию» о несовместимости науки и спорта.
В Киевском политехническом институте в этом году путем общеинститутского референдума были названы имена семи лучших спортсменов-студентов. Трое из семерых — «круглые» отличники учебы. Остальные учатся только на «хорошо» и «отлично». Худшим наказанием для студента КПИ является исключение из спортивной секции за плохую успеваемость. И могу утверждать, что такое случается крайне редко. Ведь это так просто: спорт не крадет время, а дает его. Это не парадокс. Спорт — режим, спорт — враг всякой безалаберности, спортсмену легче планировать свой рабочий день.
В КПИ вообще нет такой дисциплины — физподготовка. Там есть секции. Студент поступил на первый курс. Его спрашивают: «Каким спортом хочешь заниматься? У нас секции по двадцати восьми видам. Выбирай». Предположим, парень любит гонять мяч на школьном дворе. «Футбол? Пожалуйста, иди в футбольную секцию». «А я ничем не занимался, — говорит другой. — Но... но я хочу быть сильным». А преподаватель ему: «Записывайся на штангу». Новоиспеченный студент идет в секцию тяжелой атлетики, хотя с трудом поднимает гриф от штанги. Но в КПИ не одна группа штангистов, а четырнадцать. Его записывают в группу новичков. Врач определяет посильную нагрузку. Парень занимается, не пропускает ни одного занятия. И глядишь: через несколько месяцев «жмет» 40 килограммов, потом 50. К пятому курсу он выполнит норму спортивного разряда. Но главное в работе каждой секции не узкая спортивная специализация, а общефизическая подготовка, без которой не обходится ни одно занятие.
Другое, не менее важное условие массовости спорта в КПИ — это соревнования. Студент должен с первых своих шагов в спорте участвовать в соревнованиях — таков девиз кафедры физвоспитания. Во-первых, соревнуются спортивные группы. Волейболом, например, занимается 800 (!) человек. Они разбиты на сорок одну группу. Есть сильные группы — это сборные вузовские команды. Есть средние. Есть слабые — новички. Соревнуются между собой группы приблизительно равные по спортивному мастерству. Соревнования квалификационные, по их результатам студентам присваиваются спортивные разряды. Еще устраиваются соревнования между курсами. Венец соревнований — общевузовская спартакиада. Каждый студент участвует в течение учебного года в 5 — 6 соревнованиях. Тренировки становятся не просто занятиями, а подготовкой к выступлению. Студент потерпел поражение, — он тренируется злее, хочет взять реванш. Кроме того, он ведь подвел товарищей по группе, по курсу, по факультету. И у студента появляется новое для него понятие — спортивная честь коллектива!..
Когда я пришел в КПИ, то прежде всего спросил:
— Это правда, что у вас все студенты занимаются спортом?
— Все до единого, — ответили мне.
— Что-то не верится.
— Пойдемте, — сказал завкафедрой физического воспитания Сергей Иванович Каленчук. — Я вам кое-что покажу.
Сергей Иванович вывел меня в коридор.
— Смотрите и слушайте, — сказал он мне и тронул за плечо первого же встретившегося студента. — Ты каким видом спорта занимаешься?
— Борьбой, а что?
— Ничего, — усмехнулся Сергей Иванович и остановил другого: — А ты?
— В волейбол играю.
— А ты?
— Акробатика.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
(Из книги воспоминаний «Жизнь, театр, кино»)