И нет нам покоя

Александр Надеждин| опубликовано в номере №1296, май 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Михаил Задорнов, главный режиссер агиттеатра:

В чем отличие агиттеатра от театра драматического? Этот вопрос стал перед нами с первого спектакля. В течение двух лет мы не могли ответить на него. Многие специалисты из Института культуры, Дома художественной самодеятельности, представители журнала «Клуб и художественная самодеятельность» укоряли нас за то, что мы не выполняли требования, предъявляемые к жанру «агит». Они считают, что агитколлективы должны работать на так называемом местном материале. А мы этого требования не выполняем. Но ведь мы ни от кого не скрывали, что задача прославлять или высмеивать студентов и преподавателей МАИ нас не устраивает. Этому можно посвятить один, ну, два спектакля (кстати, два спектакля у нас действительно о МАИ), но строить на этом всю работу, весь репертуар?! В общепринятой оценке агитколлективов мы были согласны только с одним – сценарий спектакля должен рождаться в самом коллективе. А сущность жанра «агит» для нас заключалась в ином. Любым нашим спектаклем – а их за эти годы родилось пятнадцать – мы не только поднимаем и рассматриваем какую-либо проблему, но пытаемся в этом же спектакле ее решить. Мы предлагаем зрителю нагие решение проблемы. а уж его дело – согласиться с нами или нет. И еще одно. В агиттеатре все без исключения спектакли должны быть посвящены проблемам, волнующим сегодняшнюю молодежь, а значит, в первую очередь волнующим нас – актеров и режиссеров агиттеатра.

Через две недели после премьеры «Продолжение следует» агиттеатр показывает новый спектакль, определяющий еще одно направление работы коллектива, – юмористический спектакль «Прощай, Земля!». Фантастический сюжет, студенческий юмор, а за всем этим – яростный протест против бюрократизма, ханжества, против глупых и формальных традиций.

После выхода таких двух разных спектаклей определилось то, что их объединяло, что впоследствии стало отличительной чертой агиттеатра «Россия». Обращение к зрителю от первого лица, глубокая личная заинтересованность в разрешении проблем, поднимаемых в спектаклях. Наверное, именно поэтому сценарии всех постановок родились в самом коллективе. Даже драматическая поэма «И нет нам покоя», созданная по мотивам романа Н.Островского «Как закалялась сталь», – это в общем-то самостоятельное произведение, не похожее ни на одну из инсценировок романа. Но этот спектакль был поставлен в 1978 году.

А пока приближались лето 1976 года и поездка агиттеатра по Северному Морскому пути. Первая гастрольная поездка агиттеатра.

Михаил Задорнов:

Хождение за три моря – так назвали мы наши гастроли. И действительно: пересаживаясь с одного сухогруза на другой, потом на ледокол, потом на танкер, мы прошли три моря: Баренцево, Карское и море Лаптевых.

Сценой стали палубы сухогрузов, кают-компании пассажирских судов, зрительные залы атомоходов «Арктика», «Ленин». Пожалуй, нигде не ощущали мы такой пользы от концертов, даваемых нами, как в этой поездке.

«Понимаешь, – сказал мне однажды матрос рудовоза «Дорогобуж» Виктор Антипов, – мы же по шесть месяцев в навигации. Это значит, все уже друг другу пересказано. И анекдоты, и кто кого любит, и вообще вся жизнь. Вот тут и появляется тоска по Большой земле. И никуда от нее не деться. А вы вдруг такую разрядку внесли в нашу жизнь, после которой себя снова бодро чувствуешь. Вот за это вам в первую очередь спасибо!» Но была и другая польза. Где бы мы ни были, мы старались среди экипажей судов организовать свою самодеятельность. Например, на «Дорогобуже» нам удалось привлечь к этому трех ребят. Виталия, сейчас уже не помню его фамилии, который знал наизусть чуть ли не все стихи Блока; Виктора Антипова, играющего на гитаре и даже пишущего песни на стихи Есенина; и еще девушку Надю; которая просто любит петь. Вот вместе с ними мы и провели свой последний на «Дорогобуже», уже совместный, концерт. Надя, которая под гитару Антипова спела «Не плачь, девчонка!», так расчувствовалась, что даже расплакалась... Может быть, с профессиональной точки зрения это был не самый динамичный концерт, но зато капитан мне на прощание сказал: «Теперь я не боюсь встречать праздники в море. У нас есть своя самодеятельность».

Один из главных вопросов, который возник после этих гастролей, – как «вывозить» в такие поездки не только концертные программы, но и целые спектакли?

И ребята решили: если нельзя возить с собой световую аппаратуру – значит, спектакль делается без световых эффектов. Сложно перевозить громоздкие декорации – значит, на сцене остается минимум реквизита, а декорации исчезают вовсе. В крайнем случае используются стулья. Именно в это время определяется еще одно кредо агиттеатра: «Не зритель существует для агиттеатра, а агиттеатр существует для зрителя». Разумеется, по этому принципу существуют все театры. Но все ли театры могут похвастаться тем, что показывали свои спектакли (именно спектакли) в глухой тайге, перед отрядом лесорубов, или в музыкальном салоне теплохода, или в красном уголке далекой погранзаставы, или в заводском цеху? А агиттеатр показывал! Может быть, все было сделано за счет потери качества? Нет! Эти же спектакли были показаны на XVIII съезде ВЛКСМ и в дни празднования 60-летия ВЛКСМ в Кремлевском Дворце съездов.

Вот в этом ключе и были сделаны следующие два спектакля: романтико-героическое представление «Шестая часть земного шара» и студенческое обозрение «Но дело не в этом...».

«Шестая часть земного шара» – спектакль в агиттеатре особенный, хотя бы уже потому, что был сыгран более двухсот раз. Для самодеятельного коллектива показатель уникальный. Спектакль, в котором опять поиски жанра. Синтез патриотических стихов и современных музыкальных ритмов. Спектакль о Времени.

Александр Четверкин, режиссер агиттеатра:

Работая над спектаклем «Шестая часть земного шара», мы пришли к интересному выводу. Были революция, гражданская война, первые пятилетки, опять война, трудные послевоенные годы и, наконец, нагие время. Что объединяет все эти страницы истории? На наш взгляд – напряженный ритм жизни. Ритм, заданный революцией. Пока этот ритм существует внутри каждого из нас, мы будем достойны собственной истории.

«Но дело не в этом...». Это студенческое обозрение можно было бы на первый взгляд назвать просто студенческим «капустником». Миниатюра, потом песня. Опять миниатюра и опять песня. Два самых популярных студенческих жанра, объединенных в одной программе. Авторы спектакля пытаются проследить, как же и в чем меняется студент от курса к курсу. И если в миниатюрах все выглядит смешно и весело, то совсем другую нагрузку несут песни. Они прослеживают тот же путь, но уже и без тени юмора.

Нет, совсем не зря этот спектакль имеет еще одно название – «Философские комедии». В эпилоге спектакля со сцены звучат слова: «Чем первокурсник отличается от дипломника? Первокурсник – человек, который мечтает изменить мир. А дипломник – человек, которого мир уже изменил». Нет, далеко это не «капустник». Слишком заинтересован агиттеатр в том, чтобы донести до зала свою мысль, мысль, обращенную к студенту: «Взрослей, меняйся, но не изменяй своим же мечтам. Не растеряй их в пути».

А впереди было лето 1977 года. Знаменательное для агиттеатра лето. Коллектив выезжал с гастрольной поездкой на БАМ. Сказать, что актеры и режиссеры волновались перед поездкой, – значит ничего не сказать. Что ни говорите, а в ряду Всесоюзных ударных комсомольских строек БАМ занимает особое место.

БАМ встретил агиттеатр изнуряющей жарой. Нескончаемый поток машин, двигающихся от Тынды и к Тынде, просто-таки потряс: ребята буквально прилипли к окнам автобуса. Первое впечатление от Тынды: весь город – огромная, грандиозная стройка. Пока актеры располагались на новом месте, руководители агиттеатра и штаб отряда «Московский комсомолец» составляли план выступлений. Первое из них – в этот же вечер, на семинаре культработников БАМа. Это был единственный день, когда агиттеатр выступил один раз.

Алексей Клушин, актер агиттеатра:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены