НТТМ «Дока» и Александр Чуенко
Отправляясь в Зеленоград, я знал, что Саша — признанный лидер, стоял у истоков общественно-государственной системы НТТМ в стране; знал, что в городе он популярен. Во многом благодаря «Доке». Фирма Чуенко — организация нового типа, строящая свою работу на основе маркетинга и полной хозяйственной независимости.
Придает Александру «веса» и то, что он — член районных комитетов партии и комсомола, депутат Зеленоградского горсовета.
Кстати, в горисполкоме я поинтересовался: не потеряет ли Зеленоград Чуенко, так сказать, для нужд города? — Теряем, конечно, — сказал заместитель председателя горисполкома Николай Гундарцев, — но и понимаем: игра стоит свеч. Нужды страны складываются, если вдуматься, из «малых» нужд наших городов и сел. То, что делает «Дока» для города, — разнообразная помощь вычислительной техникой, разработка программ по торговле, развитие социальной инфраструктуры и городской среды, — все это объективно делается и для страны в целом. ...Длиннющее — полкилометра! — здание зеленоградцы называют «флейтой». С названием образчику безликой архитектуры еще повезло. Могло быть и похуже. В одной из секций «шедевра» современного градостроительства и разместился центр НТТМ «Дока».
В 1982 году инициативная группа занялась проектом создания молодежного научно-технического общества. Цель — привлечение молодежи к решению задач научно-технического прогресса. Об обновлении нашего общества вслух еще не говорили. Но неудовлетворенные, беспокойные люди, слава богу, были и тогда. В разных уголках страны, на разных уровнях, с разным опытом, а иногда и вовсе без него, они готовили сегодняшний день.
— Это было счастливое время! — вспоминает Чуенко. — Мы все сидели в огромном пустом зале... без копейки денег. Да-да, несколько месяцев зарплаты не получали. Ребята сознательно отказались от немалых окладов на своих предприятиях, жили предчувствием большого, интересного дела-Сегодня «Дока» дает ежегодно городскому координационному Совету НТТМ триста тысяч рублей. Ее материальную помощь ощущают школьный завод, выпускающий популярные и дефицитные электронные игры, центр досуга. Доход фирмы, в которой всего 30 человек, в 1988 году составил 1 231 000 рублей...
А чем, собственно, занимается фирма? Заглянем в рекламную листовку: «Дока» занимается развитием социальной инфраструктуры и городской среды, разрабатывает средства вычислительной техники на базе микроэлектроники, программного обеспечения и методов их использования в народном хозяйстве. В круг ее деятельности входит информационное обслуживание и распространение молодежных научно-технических новинок, вопросы автоматизации и механизации производственных операций и технологических процессов, совершенствования организации производства. «Дока» выполняет научно-технические работы по контрактам с организациями стран — членов СЭВ, фирмами капиталистических стран...
Я поначалу не поверил Чуенко, что все обустройство нынешнего просторного офиса обошлось всего в 6 — 8 тысяч рублей — настолько капитально, со вкусом, я бы даже сказал, с изыском, оборудовано помещение. «Все, что видишь здесь, почти все — под ногами валялось».
...Зеленоград — город с проблемами. Строился он как «эгополис завтрашнего дня», но по проектам, устаревавшим быстрее, чем велось строительство. (Второй десяток лет высится недостроенное здание небоскреба местного значения — гостиницы.) Так что на поверку город получился дня позавчерашнего. А сегодня ему, как и большинству «городов-спутников», остро недостает сервиса, да и тех же продуктов.
Специфика Зеленограда — высокий уровень «плотности» научно-технического потенциала. Но вот недавно местным Центром профориентации было проведено обследование зрения у 2,5 тысячи шестиклассников. У 64 процентов ребят оно с отклонением от нормы. Значит, для электроники, ведущей отрасли в городе, эти ребята уже потеряны. И чтобы не потерять их для города совсем — Москва-то в 20 минутах езды! — надо предложить им что-то иное...
Говорим с Александром о том, чем нынче приходится заниматься депутатам.
— Нет горячей воды, в булочную не вовремя завезли хлеб — на низовом, бытовом уровне не отлаженно работают все системы. Депутат у нас пока что не политический деятель, а толкач, доставала Тревогой о том, что функции депутатов и высшего уровня не изменятся, можно объяснить многочисленные «заземленные» пункты кандидатских программ. Складывается впечатление, что эти программы носят, так сказать, иллюстративный характер. Что нужны они были кандидатам лишь на определенном этапе предвыборной борьбы. Наверное, это так и есть, потому что многие из кандидатов не знали толком, в каких условиях, в случае избрания, им предстоит действовать, чем заниматься. (Вот, скажем, один из кандидатов от ВЛКСМ, военнослужащий, среди прочего обещает избирателям добиваться оплачиваемого отпуска матерям до достижения их детьми шестилетнего возраста. Пообещать-то пообещал, и, понятно, произнесенные в риторическом запале, такие слова ничего, кроме одобрения, вызвать не могли. Но вот умолчал кандидат о том, как собирается воплощать в жизнь такой заманчивый пункт.) Другое дело — рассматривать предвыборную платформу кандидата как его своеобразную визитную карточку. По крайней мере, так честней.
Программа Чуенко, дающая представление о человеке, роде его деятельности, его отношении к тем или иным проблемам общества, мне ближе.
— Нынешняя модель выборов далека от совершенства, — считает Александр. — Отрабатывали ее на ходу. Взять хотя бы выдвижение кандидатов в народные депутаты страны от комсомола. Их должны были бы определять сами избиратели, комсомольцы. Как? Ну, хотя было регионам, по «комсомольским округам». А шло все через пленумы. И выборы в депутаты — через пленум ЦК. По сути, мы отошли от принципа демократичности: за весь комсомол решает лишь малая часть его. Решение, конечно, авторитетное, но искусственно «обуженное»...
Я разговаривал со многими, кто знает Сашу. Спрашивал, что главное, на их взгляд, в его характере. Мне отвечали: коммуникабельность, работоспособность, умение шутить и не обижаться на шутки, целенаправленность, бескорыстие, рачительность...
Не правда ли, «букет» весьма и весьма пестрый. Но — правдивый. Из многих, порой неожиданных черт и черточек, пишется портрет человека.
Еще вчера, говоря о кандидате в народные депутаты, подыскивал бы краски. Большей частью тонов теплых, с розоватым уклоном. Да и сегодня нет-нет да и шепнет внутренний редактор: помягче, без угловатостей. Что касается директора-президента Центра НТТМ, тут с дипломатией все в порядке: Саша умеет вести дело без лишнего крика, без конфликтной напряженности. Хотя человек он далеко неоднозначный — разный.
Как я уже говорил, кандидатура Чуенко в Зеленограде прошла без борьбы, без шумных споров — единогласно. Не трудно было заметить, что это не очень-то радует Александра.
— Я придерживаюсь принципа состязательности во всем: при разработке законопроектов, при формировании социально-экономических модулей развития. — Он закурил, подлил в чашки горячего кофе. — Более того, и органы управления, вплоть до кабинета министров, должны формироваться тоже на состязательной основе. Сейчас мы имеем шанс жить по-другому. Если сумеем направить в единое русло все то новое, что дает нам сегодняшнее время. Мы не должны упускать шанс...
Да, мы идем путем проб и ошибок. Очевидно, и минувшие выборы следует рассматривать как очень важный эксперимент, цель которого — совершенствование всей выборной системы. Вопросов много, и среди них едва ли не главный: кого мы хотим видеть в качестве народных депутатов? Насколько полной будет отдача от депутата-станочника и в высшем органе государственной власти, и у станка? Наверное, мы сойдемся на том, что народными депутатами должны быть профессиональные политики, «доки» в своем деле, не обремененные другими заботами, кроме главной — радеть за повышение нашего с вами благополучия, а значит, и за развитие страны в целом.
Эффективным ли будет «совместительство» — судить трудно. Вот как сложился один из февральских рабочих дней А. Чуенко.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Продолжение. Начало в №7
Энтузиасты возрождают Старый Тбилиси
Киноповесть. Продолжение. Начало в №7