КАЖДЫЙ человек, принужденный провести всю свою жизнь на земле, невольно должен задать себе вопрос об устойчивости и прочности ее существования. Но так как устойчивость нашей планеты, прежде всего, зависит от устойчивости всего света - человек поневоле должен был углубить вопрос и заняться изучением условий устойчивости всей вселенной. Если мы ограничим вопрос устойчивостью вселенной в ее целом, в ее общих чертах - ответ может быть только положительный. Конечно, наблюдают случаи небесных пожаров и появление новых звезд, которые зажигаются внезапно. Но даже без этих редких случаев небесных пожаров наблюдают у бесчисленных звезд колебание света, которое в некоторых случаях объясняется происходящими на них извержениями. Все эти явления были бы ужасны при близком наблюдении, но на таких огромных расстояниях, для преодоления которых, свет, проходя 299.860 км. в секунду, должен употребить миллионы лет, - такое зрелище нам кажется только любопытным.
И так же, как столкновение автомобилей или поездов, или же пожар в одном из домов на Тверском бульваре не нарушает устойчивости и безопасности всей Москвы, так и эти небесные пожары, которые объясняются столкновениями небесных тел, не нарушают ни в коем случае общей устойчивости мира.
На это читатель вполне основательно мог бы возразить: что за важность, что вселенная, в общем, устойчива, что катастрофы, жертвой которых делаются отдельные тела, не нарушают устойчивости общего механизма? Займемся лучше нашей маленькой землей; посмотрим, расположена ли она к столкновению с другими небесными телами, или к таким пожарам?
Причины катастроф могут быть внутренние и внешние. Начнем с первых. Подвергаемся ли мы опасности со стороны состояния земного шара, его внутреннего строения? Уже давно геологи и другие ученые, занимающиеся изучением строения нашей планеты, убедились, что надо отказаться от мысли, что земной шар находится внутри в жидком, расплавленном состоянии и сверху покрыт тонким слоем твердой и холодной материи. Нет, если внутри нашей планеты и находятся жилы расплавленного металла, они там есть в очень малом количестве и разбросаны повсюду. Явления колебаний почвы и извержения вулканов, зависящие от оседания внутренних паров, вовсе не являются доказательством существования одного сплошного раскаленного центрального ядра в средине земли. Эти явления, хоть и принимают иногда пугающие нас размеры, конечно, никогда не могут угрожать безопасности всей планеты.
Посмотрим дальше, грозит ли земле, как части солнечной системы, опасность от ее соседей - других планет, возможны ли гибельные столкновения между ними?
Орбиты (пути) планет приближаются к кругу, все они лежат почти на одной плоскости, с большими промежутками между собой. Это счастливое обстоятельство и не допускает возможности столкновения. Но будет ли это всегда так? Небесная механика нас учит, что, кроме закона тяготения, планеты производят друг на друга еще и такие влияния (пертурбации), которые меняют их движения и даже основания их орбит. Но расстояния между планетами так велики, что даже сильные изменения формы их путей не могли бы их сильно сблизить.
Астроном Гершель открыл, что солнце не неподвижно в пространстве, что оно перемещается со своими спутниками, планетами и кометами к особой точке неба. Последующие наблюдения только подтвердили это важное открытие, определив точнее положение и скорость, с которой солнце движется; она равна от 16 до 20 километров в секунду.
Тогда, куда же нас ведет солнце? Оно ведет нас вместе с собой в бесконечный океан вселенной, весь усеянный «подводными камнями», т.-е. небесными телами, космическими массами, встреча с которыми и может быть для нас гибельна.
Это заключение из наших исследований кажется будто бы безнадежным. Но нет! Наука, только что напугавшая нас возможностью столкновения и катастроф, сама же приходит к нам на помощь. И какая же область человеческого знания успокаивает нас в данном случае? Это - обширная теория, которая часто подвергается насмешкам со стороны непосвященных, но зато пользуется большим уважением среди ученых. Это - теория вероятностей. И людям, которые стали бы смеяться над доверием, основанным только на вероятности, можно было бы ответить, что все дела, все предприятия, и даже больше - наша жизнь, - все основывается на теории вероятия, хотя большинство этого и не замечает.
В самом деле, если вы садитесь на корабль, который должен вас отвезти через океан, если вы садитесь на скорый поезд, делающий 90 км. в час, на аэроплан, который вас повезет со скоростью 150 - 200 км. в час - разве в этих путешествиях вы не подвергаетесь большой опасности? Напротив, встречи и крушения раньше были так часты, что прежде делали даже завещания, отправляясь в дальнее путешествие!
И так хорошо было бы, если бы средства передвижения, которыми мы пользуемся без всякого опасения, давали бы хоть тысячную долю той безопасности, которую нам дает путешествие в небесном пространстве. По статистике можно рассчитывать на 1/10.000 возможности столкновения и других несчастий на железнодорожном пути. Возможность же столкновения нашего солнца с другими небесными телами в круглых цифрах можно выразить как один к десяти квадриллионам. Тогда ясно, что если дело идет о встрече звезд, принадлежащих к одному созвездию, возможность встречи практически... равна нулю!
Другими словами: также мало возможности встречи нашей системы с другой, как возможности столкновения двух кусков дерева, брошенных случайно из двух отдаленных портов Великого океана. Вот, как нас убеждают вычисления вероятности.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.