Граммофонная пластинка... Уже почти столетие мир не устает восхищаться ею, независимо от того, льется ли ее мелодия из рупора берлинерского граммофона, или же из усовершенствованного французской фирмой «Пате», где рупор скрыт в элегантном ящике (кто не помнит знаменитые патефоны 30 – 40-х годов, дошедшие и до наших дней!), либо из динамиков современного стереофонического электрофона.
Под «грампластинку» кружились в вальсе наши бабушки и дедушки, грустили и радовались наши матери и отцы. Она и сегодня с нами – в шумной студенческой компании, в рабочем общежитии, на танцевальном вечере. Мы остаемся наедине с ней в минуты раздумья.
Прошедший год был годом столетнего юбилея звукозаписи. Но вопреки возрасту никто не назовет грампластинку «бабушкой». Напротив, она молодеет с каждым годом.
Кажется, совсем недавно вошла в нашу жизнь, но уже стала привычной стереопластинка, а на смену ей уже идет другая новинка: диск квадрофонического – объемного! – звучания. Вчера еще квадрофония была лишь одним из путей поисков в исследовательских работах по звукозаписи, сегодня – вот они, яркие, красочные пластинки фирмы «Мелодия», ансамбль «Ариэль», «Рой Конифф в Москве», несколько записей спектаклей Большого театра.
В тридцатые годы многих поразила «говорящая бумага» – особый вид грампластинки – оптическая запись на типографской бумаге. Тиражировать такие «пластинки» можно было на обычной печатной машине офсетным способом. Оптический звукосниматель прекрасно «проигрывал» запись.
Сейчас ученых заинтересовал другой способ записи звука – с помощью цифр. Цифровая система записи, разработанная ленинградскими учеными, сегодня, пожалуй, одна из наиболее перспективных. Звуковая информация, закодированная на ЭВМ, переносится на пластинку. Воспроизводится запись с помощью специального декадатора. Около ста часов может звучать такая пластинка!
Проник сегодня в область звукозаписи и вездесущий луч лазера. Именно лазерный способ звукозаписи открывает перспективы создания граммофонной видеопластинки с цветным, стереоскопическим (трехмерным!) изображением. Вот здесь-то и пригодится нам квадрофоническая звукозапись! И сколько бы мы ни проигрывали такую пластинку, качество ее практически будет неизменно высоко. Это также гарантируется лазерным способом записи и воспроизведения.
Нет, мы сегодня не задаем себе вопроса: «Магнитофон или грампластинка?» Два способа воспроизведения звуковой информации развиваются и будут развиваться, ничуть не мешая друг другу, а скорее друг друга дополняя. У пластинки свои преимущества – она легко тиражируется, хранится до 70-летнего «возраста», а затем, как мы знаем, может быть реставрирована. Она проста, доступна в обращении, и мы можем, не перематывая магнитную ленту, в любую минуту услышать голос любимого певца или запись близкого сердцу музыкального произведения.
Нынче грампластинка стала одной из ярких примет нашего жизненного уклада. И нет, не заменят ее новейшие магнитофоны. Иная жизнь у лакированного блестящего диска, иная и, честное слово, завидная судьба.
...Был у какой-то Мэри маленький славный ягненочек. И вот что из этого получилось.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.