Его «поднимали на ноги» тысячи добровольцев, и он встал вровень с такими всеизвестными великанами. как порты Сургута и Нижневартовска Когда в сумерках проплываешь мимо его причалов, видны причудливые очертания многочисленных могучих кранов, в прибрежной полосе Иртыша пляшут сотни портовых огней, и на воде особенно хорошо слышно, как ритмично и четко идет очередная погрузка.
Но до того, как проплыть мимо причалов порта, надо проскочить темнеющие наподобие средневековых башен опоры громадного железнодорожного моста, перекинутого через почти километровое русло Иртыша.
Этот мост проезжает каждый, кто прибывает в Тобольск на поезде. Кажется, что особенного: мост как мост. Ведь мы, повидав свет, привыкли к таким мостам над нашими реками. Но здешний – сибирский – отличительный: он был первенцем, образцом для тех дерзновенных по инженерной мысли железнодорожных мостов, какие строились и строятся теперь на вдвое более широкой Оби и ее протоках.
Отсутствие железной дороги в свое время «убило» Тобольск: лента Транссибирской магистрали пролегла гораздо южнее, и бывшая столица Сибири превратилась в заштатный уездный городок. Тут стало так провинциально тихо, что Временное правительство сочло за благо укрыть здесь свергнутых властителей Российской империи – августейшую семью Романовых...
Решением государства, накопившего мощь для тотального штурма западносибирских недр, железнодорожная линия проведена из Тобольска в Сургут. Затем она повернула на восток, к Уренгою. Эта первостепенной народнохозяйственной важности стройка объявлена была Всесоюзной ударной комсомольской.
Всесоюзной ударной стала и другая стройка Западной Сибири – возведение Тобольского нефтехимического гиганта.
7 мая 1974 года этот гигант нефтехимии, строительство коего рассчитано на полтора десятка лет, взял старт. В тот день были высыпаны первые кубометры песка на площадку пионерной базы: быть тут заводам товарного бетона и раствора, железобетонных конструкций, керамзитового гравия. Быть городку строителей нефтехимического комплекса. И я воочию видел этих обожженных приречным ветром, веселых людей – экскаваторщиков, водителей, студентов из стройотрядов, одетых в неизменные прорезиненные зеленые куртки с белыми крупными буквами на спине.
Возведение нефтехимического комплекса, этого набирающего колоссальную силу механизма, в решающей степени повлияет, да и сейчас влияет на преображение прежнего, относительно спокойного города. Стройка общенациональна, она по плечу лишь державе, обладающей неисчерпаемыми природными ресурсами, опытом грандиознейших строек, достаточными материальными средствами. В Тобольске появятся не просто несколько новых заводов – это будет крупнейший в стране и один из крупнейших в мире комплекс, опирающийся на запасы нефти и газа западносибирских кладовых. Такой гигант не возведешь за год или за два, тут сроки перспективные. Исполинская многомерная работа разбита на несколько этапов. План предусматривает отстроить пионерную базу, этот первый малый плацдарм, где размещаются снятые с эшелонов грузовики и бульдозеры, ремонтные мастерские и склады, А оттуда уж ударить в тайгу, но еще не на основные площадки, а на второй, широкий плацдарм, где встанут строительные заводы. И уж тогда, вооружившись, построив для людей новый город, всей мощью двинуть на нефтехимию.
Тобольск в начале коренных перемен.
– Почему строим именно в этом месте? – спрашивает генеральный директор комбината Владимир Александрович Дзиарев. И отвечает своими доводами: – Близость сырья. Обилие пресной иртышской воды. Кроме того, мы умышленно перенесли комбинат на жесткие, непригодные для земледелия земли.
Мое последнее путешествие по городу начиналось именно отсюда – со стройплощадки. Как бы из будущего я постепенно передвигался в прошлое – в старый Тобольск, где оставила свои столь явные следы история...
Мы иной раз справедливо беспокоимся о судьбе памятников нашей культуры, о наследии предков наших, оставленном нам как живая память о минувших столетиях. Рачительно ли бережем мы это наследие, не слишком ли расточительны по отношению к нему?
Вот Тобольск, его две ипостаси, два непохожих облика: подгорная часть – старая, заповедная, сложившаяся веками, и новая – качественно иная застройка нагорья. Грозит ли это своего рода несовместимостью? Со временем, когда вдвое, втрое развернется здесь строительство, не замолчит ли архитектурная летопись «Тоболеска»? Ведь город серьезно пострадал от непонимания ценности архитектурных сокровищ, от неверной и узкой оценки так называемых «культовых зданий». С болью пишет об этом в своей книге «Размышление о Тобольске» давний и верный почитатель сибирского града Л. Славолюбова. Такой тревожный вопрос правомочен: эта озабоченность – родная сестра патриотизма.
– Такой он непобедимо красивый сейчас, – говорила Маргарита Алигер после поездки в Тобольск, – со своим белокаменным кремлем, зелеными высотами, прихотливо петляющими Иртышом и Тоболом, что хочется думать: градостроители и хозяева города решат сложную задачу: воздвигая новые многоэтажные дома, сохранят старый Тобольск в его прелести и неповторимом своеобразии.
Если писатель «истец», то «ответчики» – архитекторы города-заповедника. И ответ их звучит обнадеживающе:
– Мы отлично сознаем, что памятники истории и культуры – непреходящая ценность, что это предмет национальной гордости нашей. Так что прилегающие к старинному кремлю кварталы не будут застраиваться. Этот оригинальнейший памятник русского зодчества, уникальный в истории культуры Сибири, ничто не заслонит. Многоэтажные дома современного архитектурного стиля встанут в северной части города, где планируется создание центра Тобольска нового. (В скобках замечу, что подобную задачу решают «градостроители и хозяева города» Загорска – здесь современная застройка как бы обтекает всемирно известный ансамбль Троице-Сергиевой лаврь!.)
Тобольск расширит свои границы, займет весьма солидную площадь – 30 тысяч гектаров: это в два с половиной раза больше, чем сейчас. Да и население вырастет до 250 тысяч...
Но где найти времен «связующую нить»? Как воссоединить – гармонически, ненавязчиво – «град камен Тоболеск» и новый, промышленный Тобольск? Ответ неоднозначен: его недаром ищут многие специалисты – московские, новосибирские, тюменские, эстонские архитекторы.
Судьбой сибирского города интересуются всерьез.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.