– В нашей белорусской группе на IV совещании молодых были такие интересные литераторы, как Михась Стрельцов и Рыгор Бо-родулин, сегодня активно и серьезно работающие в литературе.
То совещание, несомненно, было школой высокого профессионального мастерства. Но, как мне кажется сейчас, семинарские занятия, проводимые по «национальному» признаку (то есть произведения, скажем, белорусских авторов обсуждались только в среде белорусов), надо было сделать общими. Это принесло бы больше пользы.
Над чем я сейчас работаю? Для поэта это трудный вопрос: разве можно планировать поэзию заранее? Но тем не менее на столе у меня лежит подборка для нового сборника стихов.
Как главный редактор журнала «Маладосць», я много и каждодневно работаю с молодыми, помогаю в меру своих сил каждому, кто может принести пользу литературе.
У нас в Белоруссии есть очень хорошая традиция – редактировать первые книжки начинающих авторов на общественных началах. Недавно под моей редакцией вышла книжка талантливой поэтессы Евгении Явишиц.
«Маладосць» многие свои страницы предоставляет
публикациям молодых. По путевкам нашего журнала и ЦК комсомола республики молодые часто ездят на крупные стройки девятой пятилетки. Н пусть не всегда они привозят оттуда материал, все равно, рано или поздно этн маршруты найдут отражение в их творчестве.
Участникам VI Всесоюзного совещания молодых желаю больше всего смелости – и творческой и человеческой. Смелости открытия нового, смелости состязаться с признанными мастерами! И пусть оправдаются те надежды, которые на них возлагаются сегодня.
– Каждая встреча, каждое общение с людьми не может не оставить следа в жизни человека. Совещание молодых, в котором я принимала участие в 1963 году, было для меня радостным, волнующим событием, так как мне пришлось тогда впервые, «зримо» общаться с поэтами, известными заочно, с поэтами, совсем мне незнакомыми...
Сидя в зале, я испытывала огромное чувство радости и в то же время необъяснимой скованности. Я не осмеливалась вмешиваться в горячие творческие споры, которые, естественно. велись на том совещании. Мне особенно запомнились выступления Василия Федорова, Риммы Казаковой, Роберта Рождественского. Я их слушала с восторгом, восхищалась ими...
Семинаром, в котором я занималась, руководил Ярослав Смеляков. Мне особенно запомнились его слова о стихах молодых. Он так нежно отзывался о начинающих поэтах! Меня тогда удивило и то. что Я. Смеляков находил время читать произведения начинающих литераторов. Запомнилась мне и его мысль о том, что стихотворение, как нежный росток, можно погубить одним неосторожным или неумелым прикосновением.
Помню, как я познакомилась с ним. Я робко подошла к нему, а он мне сказал: «Вы не должны писать стихи, вы должны вдохновлять других поэтов...» Этот неожиданный комплимент так огорчил меня, что, возвращаясь в гостиницу, пошла в другую сторону...
А на следующий день мой переводчик сказал, что мои стихи очень понравились Ярославу Смелякову. Особенно «Антивоенная поэма». Представляете мое огромное счастье!
После этого я не раз встречалась с Ярославом Васильевичем. И теперь, каждый раз садясь за письменный стол, я вспоминаю его мудрые наставления.
В моем понимании партийность и идейность в любом жанре литературы – это прежде всего правдивость, честность. Мы, писатели, должны верно отображать нашу прекрасную действительность, в то же время нисколько не украшая боль, смерть, горе, старость, словом, беды, которые идут рядом с человеком.
Долг каждого художника слова – думать, достойно ли его творчество служить народу, нашему великому делу, молодому поколению, миру и всему доброму на нашей планете...
Со времени совещания у меня вышло на русском В балкарском языках десять книг. Две из них – -«Свет» и «Прохлада гор» – удостоены республиканской премии. Мне было очень приятно, что эту премию, которую тогда присуждали впервые, получила я.
В каждой из этих книг я старалась выразить, что меня волнует, свое отношение ко всему живому на земле. О чем бы я ни писала, я всегда ставлю на свое место своих героев, будь то человек, камень или цветок. Иначе ничего не получится, если я не буду ощущать боль от удара, высекающего искру на камне, или от ветра, ломающего ветку...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.