Говорят участники IV Всесоюзного совещания молодых писателей

опубликовано в номере №1148, март 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Геннадий Буравкин, лауреат премии Ленинского комсомола Белоруссии:

– В нашей белорусской группе на IV совещании молодых были такие интересные литераторы, как Михась Стрельцов и Рыгор Бо-родулин, сегодня активно и серьезно работающие в литературе.

То совещание, несомненно, было школой высокого профессионального мастерства. Но, как мне кажется сейчас, семинарские занятия, проводимые по «национальному» признаку (то есть произведения, скажем, белорусских авторов обсуждались только в среде белорусов), надо было сделать общими. Это принесло бы больше пользы.

Над чем я сейчас работаю? Для поэта это трудный вопрос: разве можно планировать поэзию заранее? Но тем не менее на столе у меня лежит подборка для нового сборника стихов.

Как главный редактор журнала «Маладосць», я много и каждодневно работаю с молодыми, помогаю в меру своих сил каждому, кто может принести пользу литературе.

У нас в Белоруссии есть очень хорошая традиция – редактировать первые книжки начинающих авторов на общественных началах. Недавно под моей редакцией вышла книжка талантливой поэтессы Евгении Явишиц.

«Маладосць» многие свои страницы предоставляет

публикациям молодых. По путевкам нашего журнала и ЦК комсомола республики молодые часто ездят на крупные стройки девятой пятилетки. Н пусть не всегда они привозят оттуда материал, все равно, рано или поздно этн маршруты найдут отражение в их творчестве.

Участникам VI Всесоюзного совещания молодых желаю больше всего смелости – и творческой и человеческой. Смелости открытия нового, смелости состязаться с признанными мастерами! И пусть оправдаются те надежды, которые на них возлагаются сегодня.

Танзиля Зумакулова, лауреат республиканской премии Кабардино-Балкарской АССР:

– Каждая встреча, каждое общение с людьми не может не оставить следа в жизни человека. Совещание молодых, в котором я принимала участие в 1963 году, было для меня радостным, волнующим событием, так как мне пришлось тогда впервые, «зримо» общаться с поэтами, известными заочно, с поэтами, совсем мне незнакомыми...

Сидя в зале, я испытывала огромное чувство радости и в то же время необъяснимой скованности. Я не осмеливалась вмешиваться в горячие творческие споры, которые, естественно. велись на том совещании. Мне особенно запомнились выступления Василия Федорова, Риммы Казаковой, Роберта Рождественского. Я их слушала с восторгом, восхищалась ими...

Семинаром, в котором я занималась, руководил Ярослав Смеляков. Мне особенно запомнились его слова о стихах молодых. Он так нежно отзывался о начинающих поэтах! Меня тогда удивило и то. что Я. Смеляков находил время читать произведения начинающих литераторов. Запомнилась мне и его мысль о том, что стихотворение, как нежный росток, можно погубить одним неосторожным или неумелым прикосновением.

Помню, как я познакомилась с ним. Я робко подошла к нему, а он мне сказал: «Вы не должны писать стихи, вы должны вдохновлять других поэтов...» Этот неожиданный комплимент так огорчил меня, что, возвращаясь в гостиницу, пошла в другую сторону...

А на следующий день мой переводчик сказал, что мои стихи очень понравились Ярославу Смелякову. Особенно «Антивоенная поэма». Представляете мое огромное счастье!

После этого я не раз встречалась с Ярославом Васильевичем. И теперь, каждый раз садясь за письменный стол, я вспоминаю его мудрые наставления.

В моем понимании партийность и идейность в любом жанре литературы – это прежде всего правдивость, честность. Мы, писатели, должны верно отображать нашу прекрасную действительность, в то же время нисколько не украшая боль, смерть, горе, старость, словом, беды, которые идут рядом с человеком.

Долг каждого художника слова – думать, достойно ли его творчество служить народу, нашему великому делу, молодому поколению, миру и всему доброму на нашей планете...

Со времени совещания у меня вышло на русском В балкарском языках десять книг. Две из них – -«Свет» и «Прохлада гор» – удостоены республиканской премии. Мне было очень приятно, что эту премию, которую тогда присуждали впервые, получила я.

В каждой из этих книг я старалась выразить, что меня волнует, свое отношение ко всему живому на земле. О чем бы я ни писала, я всегда ставлю на свое место своих героев, будь то человек, камень или цветок. Иначе ничего не получится, если я не буду ощущать боль от удара, высекающего искру на камне, или от ветра, ломающего ветку...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мы вышли из войны

Михаил Алексеев, лауреат Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького, главный редактор журнала «Москва», участник II Всесоюзного совещания молодых писателей, отвечает на вопросы «Смены»

Обращение к подвигу

Анатолий Алексин, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской, участник I Всесоюзного совещания молодых писателей, отвечает на вопросы «Смены»