Готовьтесь к зиме

Платон Ипполитов| опубликовано в номере №286, октябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что делать конькобежцу осенью

1909год... В Москве, под высокой кирпичной стеной Новодевичьего монастыря, приютился небольшой прудишко. Неглубокий, он покрывался звонкой прозрачной скорлупой в первую же морозную ночь.

Конькобежцы Хамовников, Плющихи и Арбата сотнями стекались сюда. Здесь, рядом с шумной ватагой малышей, степенно тренировались и знаменитые чемпионы ледяной дорожки.

Но как только прекращались заморозки, тренировка обрывалась и спортсмены не знали, что предпринять, какую работу дать разбуженным мышцам.

Зимы дожидались с трудом. Рискуя провалиться в студеную воду, выходили на тонкий лед. Даже серьезные спортсмены шли на явный риск, лишь бы скорее начать тренировку.

После упоительного первого катания мышцы у конькобежца буквально деревенели. Несколько дней спортсмены ходили как разбитые параличом и могли спускаться с лестницы только спиной вперед. Боль в ногах была невероятная. Люди, годами занимавшиеся конькобежным апортом, не знали никаких подготовительных упражнений, которые избавили бы от неприятных ощущений первых тренировок на льду.

Когда зима окончательно устанавливалась, конькобежцы начинали регулярную тренировку. Они гоняли вечерами одну и ту же дистанцию - 5000 метров. Спринт - бег на короткие дистанции - наши конькобежцы не любили и не признавали.

Когда в 1909 году знаменитого московского конькобежца Евгения Бурнова отправили в Норвегию на мировой турнир, москвич произвел сенсацию бегом на 5 и 10 тысяч метров и показал полное неумение бегать на короткие расстояния. Первенство Бурнов, конечно, проиграл.

После этого наши конькобежцы решили взяться за серьезную тренировку спринтерских дистанций. И вот оказалось, что тренировать короткие дистанции в конькобежном спорте нужно задолго до наступления заморозков.

Подобно большинству мастеров своего времени я тоже любил стайерские расстояния и ненавидел спринт. Этому способствовали и мои более чем скромные физические возможности: у меня не было резкости в движении, природной быстроты и нужной силы толчка; 500 - метровую дистанцию я пробегал с такой же скоростью, как втрое большие расстояния.

Мне нужно было улучшить свои результаты в спринте. И вот летом я начал регулярно посещать легкоатлетическую площадку. Бегал короткие дистанции, прыгал, с увлеченьем занимался метанием ядра и диска. А осенью, за месяц до появления первого льда соорудил себе тренировочный велостанок и ежевечерне, придя домой со службы, крутил педали на «стальном коне».

Зимой против своего прежнего результата на 500 метров я сбросил целых 5 секунд.

С тех пор я не испытывал прежней нестерпимой боли в ногах после первой тренировки на льду. Рекордный для себя результат на 500 метров я продолжал улучшать в течение 20 лет моей спортивной деятельности.

Современный спорт требует от конькобежца колоссальной тренировочной работы. В упорной тренировке выносливый стайер постигает трудную технику спринта, а природные резвачи приобретают необходимую выдержку для стайерских дистанций. В конькобежном спорте это необходимо, так как чтобы победить на соревнованиях, нужно и отлично владеть техникой на коротких дистанциях, и показывать мастерство в средних, и быть отличным бегуном на длинные расстояния.

Что же нужно делать конькобежцу осенью?

Прежде всего, каждое утро заниматься по 30 минут гимнастикой. Гимнастика - неотъемлемая часть тренировки. Ею нужно заниматься до спортивного сезона, к ней также прибегают за час до старта.

Помимо гимнастических упражнений очень полезно конькобежцу заниматься осенью ходьбой и кроссом.

Чемпион мира, норвежец Ивар Балангруд, вторично выигравший в прошлую зиму первенство мира и установивший феноменальный рекорд на 5 тысяч метров в 8 минут 17,2 секунды (наш рекорд на эту дистанцию - 8 минут 39,8 секунды), рекомендует регулярные прогулки в лесу. Стаксруд и Энгенсанген бегают кроссы. Наш советский чемпион Иван Аниканов увлекается горными прогулками. В 1925 году в Финляндии совсем не было зимы, катки не открывались весь сезон. Финский конькобежец Глас Тунберг вынужден был подготовляться к сезону гимнастикой и ходьбой. За неделю до соревнований он отправился в Норвегию, где был назначен розыгрыш. И, к большому удивлению всех собравшихся, в блестящем стиле выиграл мировое первенство и побил норвежцев на всех дистанциях, в том числе и на длинных, в которых, как известно, финский чемпион был значительно слабее своих норвежских противников. Тунберг добился победы исключительно благодаря подготовительной тренировке осенью. Заслуженный мастер спорта Яков Мельников в течение 20 лет держал первенство страны по конькам. Свои победы он подготавливал осенью, тренируясь на велосипеде, занимаясь гимнастикой и часто посещая... баню. Но далеко не каждому спортсмену можно рекомендовать горячие процедуры в том виде, в каком задавал их своему организму Мельников. «Банный вопрос» может правильно разрешить только врач - физкультурник.

Программу предварительной тренировки к конькобежному сезону (гимнастика, ходьба, кросс, велосипед) нужно составить так, чтобы полностью закончить ее к моменту перехода на ледяную дорожку.

Каждый культурный спортсмен - конькобежец должен серьезно работать над собой один - два месяца до начала сезона, чтобы полностью использовать сто зимних дней. К моменту открытия катка конькобежец должен уже войти в спортивную «форму». Без этого трудно будет ему конкурировать с товарищами в скорости и выносливости на соревнованиях.

Победы на ледяной дорожке нужно готовить летом и осенью!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о  трагической судьбе  Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны,  о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой  «Плакальщица» и  многое другое.



Виджет Архива Смены