Господин неровных линий

Евгения Белогорцева|25 Июня 2013, 10:43| опубликовано в номере №1785, июль 2013
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гауди едва ли тяготился своим холостым положением. Скорее относился к нему с определенной доле фатализма, считая, видимо, своей единственной любовью архитектуру. И это был поистине счастливый союз.

 

В Барселоне достаточно много зданий, построенных Гауди, и, несмотря на то, что все они очень разные, хорошо заметно одно – автор не любил прямых линий. Классический пример – дом Мила или Педрера – каменоломня, который показывают всем без исключения посетителям города. Тяжеловесный фасад, плавные изгибы и ни одного угла. Более того, внутри дома прямых линий тоже нет. Вся мебель сделана по специальному заказу именно для этого здания, система воздуховодов в доме такова, что стоило в какой-то момент начать ремонт и изменить ее, как дом стал покрываться плесенью. Систему восстановили, и плесень исчезла. Словно Гауди оставил «узелки на память», мешающие вносить какие бы то ни было изменения в проект. 

В этом доме по-прежнему живут люди, и продавать свои «непрямые» квартиры не желают ни за какие деньги. Потому что Гауди умел выстраивать не только красивое, но и очень удобное для жизни пространство.

У него почти не было провалов, если не считать парка Гуэль, внесенного теперь в список всемирного наследия Юнеско. Да и то – «провалом» это гениальное произведение можно назвать лишь с экономической точки зрения.

Началось все с того, что Гуэль решил построить на горе жилой поселок. Был куплен участок на окраине Барселоны, построен дом-образец, который можно будет показывать потенциальным покупателям. Но удаленность места отпугивала барселонцев, и, в результате, был заказан и построен еще только один дом, а в «образце» поселился сам Гауди.

Поскольку экономически проект себя не оправдал, Гуэль решил, что вместо поселка здесь будет парк. Но когда он через несколько месяцев приехал на площадку, то увидел только два «пряничных домика» у входа. Гауди признался, что ему было не до парка, а деньги, выделенные на строительство, он «перебрасывал» на постройку Саграда Фамилиа.

Гуэль был взбешен и приказал достроить парк. Он был все-таки достроен, а потом продан мэрии Барселоны, сделавшей из него общедоступный городской парк. Сейчас это одна из самых посещаемых достопримечательностей Барселоны.

Собор Святого Семейства в последние годы был смыслом жизни и постоянной головной болью Гауди. Несколько месяцев он даже ночевал в каморке на стройплощадке. Злые языки говорили, что это от бедности и отсутствия денег, но это не так. Он просто хотел быть все время рядом со своим детищем. Понимал, что не успеет, и старался сделать как можно больше.

Гауди всегда был очень внимателен к деталям. Все лица, все фигуры на фасаде Саграда Фамилиа «списаны» с реальных людей. Порой с живых, порой с мертвых. Архитектор сам ездил в морги при больницах и снимал посмертные маски, чтобы лица были настоящими, а не придуманными. Он вникал в каждую мелочь, старался найти символ для любого библейского сюжета, для любого события. Даже недостроенный, собор уже является уникальной Библией в камне. И памятником самому Гауди.

Он никогда не носил с собой документов, считая, что за человека должно говорить его лицо. По иронии судьбы именно из-за этого Гауди, попавшего в 1926 году под трамвай, не могли опознать несколько дней: документов при нем не было, а лицо было обезображено до неузнаваемости. Его нашли в морге той самой больницы, где он снимал слепки для скульптур собора.

После нешуточного согласования с церковными властями было получено разрешение похоронить Гауди в крипте собора. Так он и лежит там, наблюдая за тем, как над ним вырастают все новые фасады и новые башни его любимого детища.

Но конца этой стройке пока не видно…

   Опубликовано в № 7, 2013

 

  

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о судьбе «русского принца Гамлета» -  императора Павла I, о жизни и творчестве Аркадия Гайдара, о резком, дерзком, эпатажном, не признававшем никаких авторитетов и ценившем лишь свой талант французском художнике Гюставе Курбе,  о первой женщине-машинисте локомотива Герое Социалистического Труда. Елене Чухнюк, беседу нашего корреспондента с певцом Стасом Пьехой, новый детектив Андрея Дышева «Жизнь на кончиках пальцев» и многое другое

Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Трудное счастье познания

7 июня 1848 года родился Поль Гоген

Лицо одушевленное

27 июня1891 года родился авиаконструктор Владимир Петляков

Один из первых

22 января 1898 года родился Сергей Эйзенштейн