Горючий камень

В Привальский| опубликовано в номере №757, декабрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Избрали меня делегатом на Всесоюзное совещание шахтеров. Так что встретимся в Москве. Будьте здоровы! - И он торопливо зашагал к подъемнику.

... Если взглянуть на сланцевый бассейн с высоты птичьего полета, то огромная территория покажется затянутой паутиной бесконечных железнодорожных путей. Все они идут к химическому комбинату.

Под землей, в забоях и лавах, мы встречали довольно много людей. Здесь, наверху, в цехах огромного предприятия, мы первое время не видели никого.

- Автоматика! - весьма лаконично объяснил нам Ян Люллемец, секретарь комсомольской организации комбината.

Ему казалось это делом обычным. Молодой инженер, он учился, проходил практику, начинал свою трудовую деятельность в годы, когда удивление вызывала не автоматизация производственных процессов, а ее отсутствие, не высокая механизация, а ручной труд.

Вместе с ним мы отправились в цех камерных печей, где сланец претерпевает свое первое изменение: нагретый до восьмисот градусов, он превращается в газ и смолу.

На центральном пульте управления цеха камерных печей мы увидели человека, одетого в рабочий комбинезон. Он кричал что - то в телефонную трубку. На столе перед ним стоял коммутатор, вдоль стен полукружием располагались щиты контрольно - измерительных приборов.

- Люба Тольская, - представился нам человек в комбинезоне. - Сменный мастер пульта управления.

Она глянула на один из приборов и тут же снова схватила телефонную трубку:

- На пятом полублоке разрежение падает до нуля, температура повышается! - Затем, нажав кнопку коммутатора, Тольская приказала: - Аня! Немедленно открыть задвижку на прямую!

Ян Люллемец повел нас к новой, только еще строящейся установке. По дороге он рассказал:

- Люба у нас молодец. Начала температурщицей, то есть следила за температурой печей, потом стала газовщицей. Теперь, видите, мастер...

Вскоре мы очутились у подножия высокого сооружения. Около него хлопотало несколько парней и девушек - бригада молодого инженера Артура Лаамана. В бригаде четырнадцать человек, и лишь трое из них не имеют законченного высшего или среднего образования

- Эта опытная установка предназначена для пиролиза продуктов переработки сланца, - объяснил нам Артур Лааман. - Проще говоря, для разложения сырья при высокой температуре и без доступа воздуха. Между прочим, пиролиз в подобном процессе применяется, пожалуй, впервые в мире. При помощи пиролиза мы на нашей установке будем получать этилен. А этилен, как известно, - основа для получения пластмасс и синтетических волокон.

Опытная установка, о которой нам рассказывал Лааман, была детищем двух московских ученых - Лидера и Печуро. Однако первое испытание, проведенное четыре года назад, оказалось неудачным. Авторы разочаровались в своем изобретении. И вот несколько месяцев назад за опытную установку взялась молодежь химкомбината и добилась победы. Испытания прошли успешно, новый производственный агрегат скоро вступит в строй.

У стендов небольшой выставки продукции химического гиганта Люллемец прочел нам небольшую лекцию.

- Сейчас вы поймете, почему сланец называют «коричневым золотом», - начал он. - Из одной тонны сланца получается четыреста кубических метров бытового газа, двадцать пять килограммов бензина, три килограмма серы и пятьдесят килограммов смолы. Из смолы добывается около полутора килограммов нафталина, килограмм фенола и триста граммов антрацена. Фенолы - исходное сырье для производства красителей, дубителей, пластмасс, искусственных волокон. Примерно такую же роль играет и этилен. - Он начал снимать с полок различные экспонаты. - Вот водостойкая фанера, пресс - порошок, пластика - ты, красители, автобензин, дизельное горючее, погодоустойчивые лаки... Все это - наше будущее, и, поверьте, весьма недалекое.

Да, мы убедились в том, что любое путешествие по комбинату - это путешествие в будущее: химический гигант непрерывно растет. То, что еще вчера считалось опытной установкой, сегодня становится рядовым цехом; то, что было экспериментом, становится практикой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены