Голос был похож на руку, полную и гладкую руку, которую серьезные женщины кладут вам на плечо, а потом легонько — на затылок.
— Марта, — попросил мэтр Морто, — не подходите какое-то время к телефону. Я хотел бы сам снять трубку, как только раздастся звонок.
Он улыбнулся Марте, которая была славным существом и довольствовалась раз в неделю объятиями в кабинете адвоката, среди алых папок. Оставшись один, он вытянул ноги и принялся размышлять. Голос развертывался, скручивался спиралью, ложился, извивался змеей.
— Алло, да, мэтр?
Он заерзал в кресле.
Она повесила трубку.
— Марта?
Секретарша покусала губы и уселась ему на колени в окружении алых ящиков для бумаг. Марта, видя его и себя в эбеновом, с золотыми прожилками зеркале письменного стола, поняла, что она просто заменяла другую. Впредь она стала снимать трубку на параллельном аппарате и узнала, что такое ревность. Ее мэтр Морто ворковал с незнакомкой, каждый день он говорил с ней все дольше о дожде, о хорошей погоде. В конце недели она осмелилась войти в кабинет. Он повесил трубку так, словно прикрывал простынями застигнутую врасплох любовницу.
— Марта!
Она подошла к нему, но... ничто не может бороться с новой любовью. Она срывает фундаменты крепостей, растет день ото дня, дурачится на глазах у всех. Это центр притяжения, флюгер, ориентир. Перемену в мэтре Морто почувствовали вначале в его конторе, потом на улице, потом на большой площади, где около полудня он выпивал по стаканчику портвейна снекоторыми нотаблями. Однажды утром голос сказал ему:
— Любовь?
— Когда мы увидимся?
— Не будем опрометчивы!
— В «Кафе лучников»?
— Не теряйте голову. Я не хочу пересудов.
— Но я свободен! А вы нет?
— В воскресенье я уезжаю утренним поездом в Париж. В первом вагоне. На мне будет сиреневый шарф.
— Хорошо, — пробормотал Морто.
Он испытывал такое сильное желание, что позвал Марту, просто чтобы увидеть ее, посмотреть на нее, только посмотреть, найти ее безобразной и вычеркнуть из своей жизни.
— Что я должна предпринять по делу о наследстве Мантуза?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.