Я иду по Дерибасовской к парку имени Шевченко через мост со стрельчатой чугунной оградой. Мост перекинут над коридором улицы, сбегающей к порту.
Вот этой же дорогой примерно год назад я шел с Петром Кондрашовым, инструктором Одесского горкома комсомола. Мы тогда уже не первый день ходили вместе по Одессе. Я разговаривал с людьми о театре, музыке, живописи. Петр — о комсомольской работе. И эти две темы, то перекрещиваясь, то шагая рядом, помогали нам увидеть, чем живут люди.
Внешне Петр держится немного суховато, но вот на этом мосту, рассказывая, что студенты получили прекрасный дворец, он забыл о своей обычной сдержанности. Петр рассказывал, каким будет этот чудесный дворец, и мне захотелось приехать сюда через год, чтобы написать о нем. И вот я здесь.
Год назад у входа было пусто. Во дворце пахло стружками, краской и белилами. Я вхожу в него сейчас, ожидая той студенческой атмосферы, которую не спутаешь ни с чем.
В полупустом зале выступала самодеятельность горторга. Четыре девушки самоотверженно пели квартетом, дуэтом и соло, в перерывах работал конферансье, без перерыва играла пианистка. Можно аплодировать смелости этих шестерых, на полчаса оккупировавших сцену. Но какое отношение весь этот вечер имел к студентам?
Сегодня во Дворце студентов состоится вечер какого-то конструкторского бюро. Чей вечер был вчера, я так и не понял. Но в Доме культуры железнодорожников на городском смотре самодеятельности выступает оркестр Дворца студентов под управлением Балатинского, художественного руководителя дворца. Иду туда.
Вернувшись в номер, записываю основные впечатления. Оркестр большой, отлично слаженный, с очень разной и спорной программой. Вместе с оркестром выступает вокальный ансамбль. Такой оркестр создан а течение года — это великолепно! Но на следующее утро в горкоме комсомола я узнал, что оркестр вместе с руководителем пришел во Дворец студентов из Дома промкооперации, лишь частично изменен состав.
Итак, хороший оркестр, или, как говорят в Одессе, сильный коллектив. Чем еще богат Дворец студентов?
По узкой маленькой комнате, сдвинув плечи, идут юноши и девушки. Они поют:
Шумит над нами время боевое,
Прифронтовою линией летя...
Мы будем жить легендой молодою
И через год и двадцать лет спустя.
Гремит пианино. На перевернутом стуле торжественно отбивают марш. Комната короткая, ее не хватает на песню. Отступив назад, ребята начинают новый куплет...
Эти юноши и девушки — актеры МТД — Молодежного театра драмы. Готовится первая премьера — пьеса Михаила Светлова «Двадцать лет спустя». Песня кончилась. Сдвинули стулья и говорим «за жизнь».
Спектакль давно готов. Они готовили его месяц за месяцем, но когда пришли репетировать на сцене, произошло непонятное. Молодому коллективу не дали сцены, зал был все время занят. Там проходили лекции и крутились кинофильмы. Месяц подряд ребята репетировали с одиннадцати-двенадцати вечера до трех-четырех часов ночи: в это время сцена была свободна. Спектакль был готов, но премьеры так и не состоялось из-за отсутствия двух кубометров досок, обыкновенных досок, необходимых для декорации. Сейчас доски привезли, и спектакль стараются сохранить, поддерживая его новыми репетициями.
"Оплачено"
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.