Год после школы

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1392, май 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

В какой мере планы выпускников средней общеобразовательной школы и их выполнение зависят от родительской семьи?

Молодежь в целом, как показывают анкета и другие исследования, ориентирована на получение высшего образования, однако этот настрой сильно зависит от образования родителей.

Оказывается, что в семьях, где оба или один из родителей имеет высшее образование, хотели поступить в вуз 79 процентов выпускников. В семьях родителей со средним специальным образованием — 51 процент, со средним общим и неполным средним — 41, с начальным — 26 процентов.

В семьях родителей с высшим образованием никто не хотел сразу после школы работать; 16 процентов их детей хотели получить среднее специальное образование и только 5 процентов — поступить в ТУ и ПТУ.

В семьях родителей со средним специальным образованием поступить в средние специальные учебные заведения хотели 38 процентов выпускников, 12 процентов хотели учиться в ТУ и ПТУ, а работать тоже никто не хотел.

Мы видим, следовательно, что подавляющее большинство выпускников средней школы из семей интеллигенции хотели бы получить образование не ниже родительского и, значит, остаться в том же социальном слое.

В семьях же родителей со средним общим и более низким образованием треть выпускников хотела сразу после школы начать работу, а четвертая часть — поступить в средние специальные учебные заведения или училища профтехобразования.

В целом, как видим, сильно выражено тяготение выпускников к социальному слою своих родителей.

Но с социальным положением семьи связаны не только намерения выпускников школы, но и возможности их реализации.

Так, среди тех, кто хотел сразу после школы поступить в вуз, детям родителей с высшим образованием это удалось в двух случаях из трех, у родителей со средним специальным образованием — в половине случаев, у родителей со средним общим и менее высоким образованием — четырем из десяти.

Все это, вместе взятое, то есть различия выходцев из разных семей в ориентациях, а также разная вероятность достижения своих желаний, приводит к тому, что социальные слои нашего общества в значительной мере самовоспроизводятся, то есть в новых поколениях этих слоев в той или иной степени преобладают люди, родившиеся и воспитанные внутри этих слоев.

Однако в семьях интеллигентов очень мало детей. Судя по нашим анкетам, преобладают семьи однодетные и очень мало семей с тремя и более детьми.! С другой стороны, численность специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве страны, увеличилась с 6,9 миллиона человек в 1970 году до 13,5 миллиона в 1983-м, то есть за 13 лет выросла вдвое. Поэтому в интеллигенцию в громадном числе вливаются выходцы из рабочего класса и крестьянства, то есть в ее составе очень много интеллигентов первого поколения. Это говорит о самой тесной, в прямом смысле слова, кровной связи нашей интеллигенции с рабочими и крестьянами.

Что касается материального положения семьи и его влияния на намерения выпускников школы и их реализацию, то заметных связей между ними не обнаруживается. Это, несомненно, связано с тем, что доходы интеллигенции у нас не выше, чем доходы рабочих, и существенно ниже, чем квалифицированных рабочих. Кроме того, в анкете не было сведений о полном составе семей выпускников, так что данные о материальном благосостоянии недостаточно полны.

Суммируем в заключение некоторые важнейшие выводы и следствия, полученные на основе анализа писем, пришедших на анкету, опубликованную в материале «После бала».

Подавляющее большинство выпускников средней общеобразовательной школы ориентировано на продолжение образования в высших и средних специальных учебных заведениях, особенно в вузах.

Это означает, что они ориентированы на умственный труд и социальное положение интеллигента. Сразу скажем, что такие ориентации неизбежно корректируются жизнью, поскольку обществу требуется много меньше новых интеллигентов и гораздо больше, чем это следует из намерений выпускников, работников физического труда.

Жизненные планы значительной доли выпускников недостаточно сформированы, неопределенны, неустойчивы. Это говорит о том, что школа оказывает недостаточное влияние на выбор выпускниками жизненного пути, значительно уступая в этом семье. Одна из главных причин этого — неудовлетворительная постановка в средней школе профессиональной ориентации. Слишком большая доля студентов выбирает будущую профессию недостаточно осознанно, случайно, не любит ее и жалеет о своем выборе.

Проводящаяся сейчас в стране реформа средней общеобразовательной и профессиональной школы должна привести к значительным изменениям в подготовке учащихся к будущей взрослой жизни. В частности, все выпускники будут иметь при выходе из школы профессии, что значительно облегчит им начало трудовой жизни. Значительно возрастет доля получающих фундаментальную профессиональную подготовку в учебных заведениях профтехобразования.

Должны в конце концов оказать свое благотворное воздействие и меры по улучшению профессиональной ориентации школьников. Есть положительный опыт уже созданных центров профориентации в Ленинграде, Новосибирске, Омске, этот опыт нужно всемерно распространять. Существенный вклад могут внести студенты педагогических вузов, уже сегодня получающие знания по профориентации и, следовательно, способные вести эффективную профориентационную работу в школе. Но нужна и государственная система профессиональной ориентации, укомплектованная специалистами этого дела, то есть работающая профессионально. Это тем более необходимо, что будет резко повышена доля тех, кому придется принимать решение о будущей профессии в 15 лет (при переходе из общеобразовательной школы в средние ПТУ), когда знакомство самих школьников с миром труда и жизненный опыт еще крайне недостаточны.

В заключение отметим, что, несмотря на существенные проблемы начала «взрослой» жизни, большинство выпускников школы к исходу первого года после выпуска настроено очень оптимистично. Это, несомненно, определяется общими социальными свойствами нашей социалистической системы, в частности, отсутствием безработицы, открытостью для молодежи всех жизненных путей, равноправием всех направлений среднего образования и т. д.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Как сама жизнь

Память - «кровное родство с временем военных испытаний»

Когда молодость знает

Подготовка к XXVII съезду партии — это время большой, напряженной работы

Знакомая незнакомка

Внимание астрономов всего мира сконцентрировано сейчас на необычном космическом явлении