Глинка и Пушкин

А Кипренский| опубликовано в номере №472, январь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Более ста лет тому назад В. А. Жуковский подсказал М. И. Глинке сюжет героической народной оперы о костромском крестьянине Иване Сусанине, отдавшем жизнь за родину.

Опера «Иван Сусанин» положила начало русской музыкальной славе. В этом произведении воплотилась замечательная традиция русского национального искусства: органическая слитность высокой художественной формы с глубокой, страстной идеей.

Как это ни покажется странным на первый взгляд, по духовным отцом «Ивана Сусанина» можно считать первого русского поэта новой поры, родоначальника современной литературы - А. С. Пушкина. Это предположение высказано критиком Стасовым. Вспоминая, что гениальная пушкинская трагедия «Борис ГОДУНОВ» произвела неотразимое впечатление на Глинку, Стасов пишет: «Кто знает, может быть эти энтузиастные дни и часы, проведённые в восторгах перед «БОРИСОМ Годуновым», были первой и таинственной причиной зарождения мыслей о «Жизни за царя». Заметьте даже, как эпохи близки: в драме - «конец царя Бориса», в опере - «начало царя Михаила»... Да, может быть Пушкин был отцом и «Жизни за царя», как был отцом «Мёртвых душ» и «Ревизора», хотя собственно Жуковский указал на сюжет «Жизни за царя»...

Многие черты «Ивана Сусанина», этой, по выражению Чайковского, первой и лучшей русской оперы, вполне оправдывают сопоставление двух великих имён. Говоря о творческом влиянии Пушкина на Глинку, следует помнить, что оба гиганта русской культуры жили в эпоху подъёма национального самосознания, последовавшего непосредственно за наполеоновским нашествием; они были современниками декабрьского восстания на Сенатской площади.

Пушкинская эстетика, полная раздумий о судьбе родины, выросшая на изучении народного языка и народного творчества, выступила с требованиями идейности, народности и реализма.

С музыкой Пушкина роднит не только его общее влияние на всё русское искусство, но и личное пристрастие к гармонии, уменье поэта создавать стихи, изумительные по своей музыкальности. Вспомните замечательные слова в «Каменном госте»: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает». Недаром Чайковский сказал однажды, что ему трудно писать романсы на слова Пушкина, потому что у поэта всё выражено так ясно, полно и прекрасно, что музыке договаривать нечего.

Глинка, как и Пушкин, начал своим творчеством, по замечанию Одоевского, «новый период в искусстве - период русской музыки». Оплодотворённая народной песней, оригинальная и своеобразная музыка Глинки проникнута стремлением к правдивому художественному отражению народной жизни и истории. Глинка вывел музыку на широкий путь пушкинской эстетики, выступив, подобно автору «Бориса Годунова», мастером психологических характеристик, смелых и динамических контрастов. Его реалистическая музыка ищет опоры в слове и как бы стремится наполниться его выразительно - смысловой силой.

Поэтому Глинка так упорно бился над созданием текста для своей первой оперы. Этот текст писал барон Розен. Автор оперы иронически назвал его «усердным литератором из немцев». Барон хотя и был литератором, но русский язык знал плохо и потому был вынужден прибегать к помощи своих друзей - Жуковского, Одоевского. Естественно, что он пожелал обратиться и к Пушкину. Однажды Жуковский написал Пушкину записку: «У меня будет нынче ввечеру Глинка, Одоевский и Розен для некоторого совещания. Ты тут необходим. Приходи, прошу тебя. Приходи непременно!»

До нас не дошли ни ответ Пушкина, ни более подробные сведении об этом совещании. Но мы хорошо знаем, как восторженно принял Пушкин выдающийся успех оперы Глинки. Это признание Пушкиным, Одоевским, Жуковским и Вяземским исторической роли произведения Глинки приобретает особое значение, если вспомнить, как отнеслись к композитору официальные круги. От оперы ждали «кадрилей и маршей», условных эффектов. Пресловутый Булгарин прямо писал: «Опера... извините... скучна».

Друзья Глинки, однако, приветствовали «скучную» оперу как большое событие. Об этом говорит даже шуточный экспромт - канон, сложенный на вечере у Одоевского в честь Глинки. В составлении его текста участвовали Пушкин, Жуковский, Вяземский и Виельгорский (музыку сочинили Виельгорский и Одоевский). Вот, например, экспромт Пушкина:

«Пой в восторге, русский хор!

Вышла русская новинка.

Веселися, Русь, - наш Глинка

Уж не Глинка, а Фарфор!».

Работа Глинки над оперой «Руслан и Людмила» протекала после смерти поэта, который, несомненно, принял бы в ней участие. Новая опера создавалась не только под знаком пушкинских требований к искусству, но и непосредственно на материале пушкинского стиха.

Глинка пережил Пушкина ровно на двадцать лет. Он умер 15 февраля 1857 года. Юбилейные даты двух гениев русской культуры - 110 лет со дня смерти А. С. Пушкина и 90 лет со дня смерти М. И. Глинки - будут отмечаться в феврале этого года.

Творчество великого поэта помогло Глинке создать произведения, автора которых мы теперь с полным основанием можем считать учителем плеяды великих русских композиторов. Русская музыкальная культура вправе поставить на заглавном листе своей истории рядом с именем её основоположника - Глинки - славное имя великого поэта.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены