Недавно мне рассказали такую историю. Произошла она в одной московской школе, на уроке но труду. Одни парнишка раскалял на наждаке железный прут н приложил к руке. Когда спросили, зачем он это сделал, паренек ответил: воспитывает, мол, в себе волю, чтобы, как краснодонцы, выдержать любые пытки, если придется встретиться с врагом.
Не лучший это, конечно, способ воспитывать свою волю... Но парнишкой руководило большое, хорошее чувство – он готовил себя к подвигу. И такое Желание – я не боюсь ошибиться – живет почти в каждом молодом человеке.
Однако порой юноши и девушки, обуреваемые жаждой подвига, стремятся к каким-то исключительным поступкам и необыкновенным делам и в то же время не могут разглядеть героизма в буднях, подвига, который совершается изо дня в день, в упорном, творческом труде. А ведь такой подвиг совершить куда сложней. Он требует не мгновенного усилия воли, а постоянного ее напряжения.
Когда моему товарищу по заводу К. Сарафанову присвоили звание Героя Социалистического Труда, в Указе Президиума Верховного Совета СССР было сказано: «...за выдающийся вклад в выполнение заданий по освоению и внедрению новой техники на заводе». А за этой формулировкой стояли десятки трудовых лет. Десятки лет борьбы. Так в труде рождается подвиг, рождается характер героя.
Молодым людям нужно понять: ничто на земле не сделает их такими сильными и мудрыми, как труд. Вот почему пренебрегать трудом – это значит пренебрегать собой, своей личностью. Ведь назначение человека – создать как можно больше ценностей. А не создал ничего, не оставил о себе памяти на земле – значит, и не жил, а так, промелькнул».
Вот работает на нашем участке одни парнишка. Работает хорошо, прилежно. А тут на днях как-то неожиданно говорит мне:
– Хочу уходить с завода, Виктор Васильевич.
– Что так? – спрашиваю.
– Да трудно на нашем участке работать. Все время новая техника идет. Только привыкнешь к сборке одного станка – приходит другой. Уж очень это беспокойно».
Трудностей испугался парень. А ведь из преодоления трудностей и складывается жизнь. Построить дом – значит преодолеть трудность, собрать станок – то же. Даже для того, чтобы сделать самую пустяковую деталь, надо обязательно преодолеть сопротивление материала, а значит, преодолеть и трудность. Нет работы легкой.
Не случайно у нас говорят: человек трудом меряется. И нельзя, никак нельзя отступать перед трудностями.
Нынче ты, предположим, отступишь перед самым незначительным препятствием, потом обойдешь другое, затем третье. Постепенно привычка ловчить станет чертой твоего характера. И. если придет пора столкнуться лицом к лицу с врагами, тебе уже не совершить подвига, как бы прекрасными ни были твои устремления.
Если ты хочешь стать героем, воспитывай свою волю и мужество в каждодневном труде, не отступай перед трудностями. Не ищи работу полегче. Не думай, что слава героя вообще любая слава может прийти к тебе благодаря минутному порыву.
Совсем недавно я разговорился с одним выпускником средней школы. Когда я спросил его о том, что он собирается делать дальше, он ответил: «Пойду в художники или писатели. На работу они не ходят, деньги получают и славу тоже...»
Я тогда только что вернулся из поездки по Италии. Побывал в Сикстинской капелле. Рассказал я этому парнишке, как настоящая слава приходит к художнику. Ведь, расписывая потолок капеллы, Микеланджело три года провел на лесах. Три года, лежа на спине, он создавал свои фрески. Это был нечеловеческий труд, но именно он принес художнику мировую славу. Ну, а писатели? Французский литератор Жюль Ренар говорил, что «литературу могут делать». гении, те, кто не покладая рук работает но 18 часов в сутки». И тут же добавлял: «Слава – это непрерывное усилие». Великое мастерство, благодаря которому достигаются вершины искусства, – это ежедневный труд, без выходных, без передышки. «Если я пропущу один день без работы, я уже замечаю это, – писала одна известная балерина. – Если же три, это замечает публика».
Вот какими нелегкими трудовыми путями ходит человеческая слава. Вроде бы понял это парнишка. А я задумался над тем, как могла родиться у него мысль о легком труде. Виновата школа? Не уверен. В последние годы школа плохо ли, хорошо ли, а все-таки старается привить учащимся уважение к труду. Может быть, семья? Слышал я как-то об одном отце, который, как только у него родился сын, завел на его имя сберегательную книжку. И теперь каждый месяц кладет на нее по десять рублей. Видно, он считает, что заботится о будущем сына: будут деньги – будет, мол, все: счастье, почет н уважение. И невдомек этому человеку, что первой же десяткой, которую он положил на эту книжку, он замахнулся на будущее сына. Где, когда в нашей стране деньги сами по себе приносили славу? Нет, не принесут сыну эти деньги ни счастья, ни уважения. А наоборот, если не вырвут его из-под влияния отца школа и комсомол, вырастет он в расчете на отцовские деньги никчемушкой. Промотает их и останется в жизни ни с чем.
Однако, конечно, не только семья виновата в том, что у нас еще встречаются равнодушные молодые люди, которые ищут путей полегче, чураются работы на производстве, там, где трудней. Мне думается, здесь все еще сказываются последствия культа личности, так бурно расцветшего в последние годы жизни Сталина.
Именно в эти годы у вас выросло пренебрежение к труду простого рабочего. Да это и понятно, если вспомнить, что успехи миллионов простых тружеников объяснялись «гением» одного человека. Рабочий был назван простым «винтиком». Ну, а кому, скажите по совести, хочется быть просто «винтиком», да еще в молодости? Вот и получалось, что пойти работать простым рабочим для молодого человека казалось зазорным. И даже попасть после института не в министерство или управление, а непосредственно на производство, в цех считалось тоже неудачей. Эта инерция сохранилась кое-где и сейчас
Чтобы переломить эту инерцию, нужна огромная воспитательная работа. Прежде всего комсомола. И тут не добьешься успеха, администрируя, как это у нас еще подчас бывает.
Как-то перед началом смены подходит ко мне комсорг н просит:
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.