В одном из многих сотен изданий ленинских «Задач союзов молодежи... десятками миллионов распространенных по миру, – в последней молодогвардейской книге-альбоме к титульному листу прикреплен делегатский билет на Ш съезд комсомола. Ответственный мандат как бы вручается нашему современнику, и он становится участником исторического события, переступает порог зала, где шестьсот сверстников Павла Корчагина с нетерпением ждут Владимира Ильича. Рядом с ними он займет свое место, вместе с ними услышит и к нему обращенное ленинское слово...
А у Владимира Ильича и этот, можно сказать, именинный для комсомола день на пределе. Важно именно сегодня, 2 октября, отправить духоподъемное послание незаможным селянам Украины о защите крестьянской земли и народной власти от нашествия Врангеля. И составить четкие директивы делегациям на переговорах о мире с Польшей и Финляндией. Надо срочно разобраться с ситуацией под Ковелем, где противником прорван фронт. И тотчас направить ответственных комиссаров в Конармию для решительной активизации политработы. Непременно дать деловой ход вчерашним решениям о восстановлении производств на заводах электротехнической промышленности. И взвесить основательность расчетных смет военных ведомств. И сегодня же – два съезда. Высшее собрание союза кожевников ждет доклада о международном и внутреннем положении республики. Ждут и комсомольцы в Большом зале коммунистического университета.
Делегация комсомольцев приходила в Кремль. Говорили о положении в Союзе молодежи, объединившем уже 12 с лишним тысяч ячеек. О самом съезде. Очень представительный по территориям, районам страны. Больше половины делегатов – рабочие и крестьяне. Преобладающий возраст: 18 – 20 лет. Пятеро из каждых шести – коммунисты. Помимо отчета ЦК, подготовлены доклады о военном и хозяйственном положении республики, о Коминтерне молодежи, о социалистическом воспитании, о физическом развитии, о милиционной армии, о программе и уставе... Очень бы хотелось комсомольцам в день открытия съезда услышать слово Ленина. По любому вопросу, пусть, мол, решит сам...
Да, ему многое нужно сказать молодым товарищам. В последнее время – и перед завершением войны, и при разработке государственного плана с большим загадом, и в спорах о Пролеткульте, и в связи с конгрессом Коминтерна – немало пришлось рассуждать и размышлять о коммунистической смене. Вечером он обязательно придет на съезд молодежи.
...А бывший купеческий клуб на Малой Дмитровке , плотно заставленный чем ни попадя – от случайных кресел до садовых скамеек, – уже гудит молодым нетерпением. Гимнастерки, блузы, зипуны, толстовки, кожанки, белокурые чубы, стриженые головы, широкоскулые улыбки, искрящиеся глаза. «Дубинушка», «Яблочко». «Смело мы в бой пойдем...» И вдруг шквал оваций: Ленин, Ленин... Не унять, не успокоить этот взволнованный порывами молодого энтузиазма зал. Хоть грози пальцем, хоть сколько угодно демонстрируй бегущие стрелки часов... Наконец, будто спадает волна... «
– Товарищи, мне хотелось бы сегодня побеседовать на тему о том, каковы основные задачи Союза коммунистической молодежи и в связи с этим – каковы должны быть организации молодежи в социалистической республике вообще...
Внимательный и серьезный взгляд смягчает едва уловимая улыбка: да, да, пусть молодые товарищи не удивляются, разговор пойдет не на привычные темы, не на злобу дня, а о будущем. Он пришел сюда выразить самое сокровенное – свою мечту о человеке, который будет строить коммунизм и строить самого себя. Поколение Октября исполнило свою миссию: власть завоевана, новое общественное устройство создано; оно еще может успеть заложить фундамент будущего, но строить его будет вот это младое племя, поколение, вступающее в работу уже при новых условиях. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. И Владимиру Ильичу очень хотелось бы объясниться с этим олицетворенным будущим, в доверительной беседе передать и наказ, и раздумье, и мечту – все то, что выносил, выстрадал, выверил всей своей жизнью...
Делегат съезда И. ЧИЧЕРОВ. Лицо его было освещено мыслью, согрето огромной внутренней страстью. Оно становилось вдруг даже строгим, как бы нахмуренным, глаза его то выражали иронию и гнев, то радостно освещались улыбкой, то становились озабоченными. Ленин как будто все время изучал свою аудиторию, проверял, доходят ли до ее сознания и сердца его слова... Каждому из нас казалось, что в зале сидишь только ты один и Ленин... На сцене все пропадало, был только один Ленин, его невысокая, плотная фигура, его полное жизни лицо/
Первое и самое главное, что важно усвоить молодому поколению: задача состоит в том, чтобы учиться.
Делегат съезда М. ДУБРОВСКИЙ. Мы думали, что Ленин будет разъяснять перспективы мировой революции, положение на фронтах гражданской войны, большие хозяйственные задачи. А говорил он... об учебе.
Учиться, как бы рассуждает сам с собой Владимир Ильич, это пока лишь «одно слово». Оно не дает ответ на существенные вопросы: чему учиться и как учиться? Ну, самое первейшее – элементарная грамотность. Он подводит молодежь к пониманию той истины, что социализм должен ликвидировать безграмотность: ведь необъятное число молодежи – 17 миллионов – совершенно неграмотно. Надо биться буквально за каждый школьный очаг. И тут мало приказать или выдвинуть правильный лозунг, тут недостаточно направить на это дело известную часть лучших работников – проявите массовую самодеятельность, советует комсомольцам Владимир Ильич, объедините все силы полумиллионного союза, чтобы, усваивая знания, помогать всей молодежи высвободиться из тьмы невежества.
Существенно: чему и как учиться? Диалектика революционной эпохи диктует: с одной стороны, воспитание и образование новых поколений, которым предстоит строить коммунизм, не может быть старым; с другой стороны, новое общество неизбежно возводится на базе той суммы знаний, организаций, человеческих сил, которые остались от прежнего строя. Чем опасна старая школа? Ее самое большое зло в полном разрыве книги с практикой жизни. Книга идеализировала капиталистическое общество, а жизнь являла совсем иную картину. Старая школа утверждала, что учит наукам вообще, воспитывает всесторонне образованного человека, а каждое слово ее пропитано было классовым духом, подделано в интересах буржуазии. Старая школа гордилась системностью, методичностью, а на деле внедряла муштру, зубрежку, массу мертвых знаний и превращала своих питомцев в подогнанных под общий ранжир чиновников.
Но было бы огромной ошибкой, предупреждает Владимир Ильич, отказаться от усвоения накопленных знаний. Надо научиться различать: что в старой школе плохого, а что – полезного нам; и уметь выбрать все, что необходимо для коммунизма. Решительным образом предотвратить всякое верхоглядство, не дать увлечь себя легковесными выдумками.
Из зала пришлют потом записку: «Трудно нам в деревне с учителями ладить: большинство из них зажиточные, многие из кулацких семей; как же быть?»
Не отталкивать, не чваниться, не горячиться, а тактично, терпеливо работать с ними. Без привлечения учителей на нашу сторону с задачами учебы не справиться. Смелее привлекать их к пропаганде естественных знаний, втягивать в свои кружки, такая активность скорее всего сделает их сторонниками и помощниками в строительстве новой культуры.
Ленинский план культурного обновления страны практичен и прост.
Первая группа задач сводится к ликвидации отсталости, к ликвидации безграмотности, ибо в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя.
Услышав недавно восторги по поводу первых успехов Советской власти на культурном фронте, Владимир Ильич возразил Кларе Цеткин: «Конечно, без хвастовства мы можем сказать, что в этом отношении нами многое, очень многое сделано. Мы не только «снимали головы», как в этом обвиняют нас меньшевики всех стран.., но мы также просвещали головы; мы много голов просветили... А, между тем. мы народ нищий, совершенно нищий...» А потом, когда речь зашла о балете, об опере, о выставках новейшей скульптуры, Владимир Ильич не преминул заметить, что он вовсе не недооценивает этих проявлений общественной культуры. Но ему больше по душе создание двух-трех начальных школ в захолустных деревнях, чем самый великолепный экспонат на выставке.
Вторая группа задач в плане культурного обновления формулирует отношение к наследию, ставит цель – овладение лучшими достижениями человеческой культуры. Старую культуру освой, советует он молодому поколению, и критически переработай.
– Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру – без такого понимания нам этой задачи не разрешить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.