Наконец, третья группа задач определяет пути создания новой культуры на основе вовлечения в творческий процесс широких масс трудящихся. Знак равенства Ленин ставит между словами «коммунизм» и «пролетарская культура». Но его очень заботит: как бы молодежь не заблудилась в крикливых лозунгах жрецов «новой культуры», которую буржуазные интеллигенты выводят «лабораторным путем»; как бы не попали в объятия вечно паразитирующих оппортунистов, они ведь тоже произносят слова о широком распространении элементов классической и буржуазной культуры, но при этом доказывают, что, мол, пролетарской, социалистической культуры не только нет, но и никогда не будет. К той же капитуляции перед буржуазной идеологией, только с другой стороны, подводит и лозунг «свободной анархической конкуренции» в художественном творчестве.
Сплошным вздором называет Ленин «лабораторные открытия» пролеткультовцев». Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является чьей-то выдумкой. Она наследуется революционным классом из тех богатств, которые уже созданы. Владимир Ильич указывает молодежи те пути, которые подводили и продолжают подводить к пролетарской культуре, и советует при создании новых духовных ценностей отличать то, что является необходимым для коммунизма.
Одно слово «учиться» наполняется для нас особым содержанием – учиться коммунизму, учиться революционному делу...
Делегат съезда А. БЕЗЫМЕНСКИЙ. Большинство делегатов почувствовало облегчение. Учиться коммунизму – это понятнее... Неужели тут надо что-то объяснять ? И разве самый лучший способ учиться коммунизму не заключается в том, чтобы громить буржуев на фронте?..
Очень заботит Владимира Ильича, чтобы задача здесь не ставилась упрощенно, не понималась однобоко. Опасно, кстати, механическое усвоение коммунистических лозунгов. Немало, к сожалению, любителей революционной декламации, увлекающихся лозунгами. Сколько копий ломано в сражениях с ними. Он много размышлял над природой опьяняющего революционного фразерства, и всегда одно и то же открытие: оказывает себя мелкобуржуазная стихия. Да, да, одно из проявлений следов мелкобуржуазности состоит именно в податливости на революционную фразу. Это старая истина, старая история, слишком часто становящаяся новинкой... Надо воевать против революционной фразы, приходится воевать, обязательно воевать, чтобы не сказали про нас: «Революционная фраза погубила революцию».
Важно предостеречь молодых и от прямолинейности книжного усвоения коммунистических истин, от витаминного потребления того, что содержится в учебниках, брошюрах и трудах. Так легко получить слишком много коммунистических начетчиков и хвастунов, что сплошь и рядом наносило бы вред и ущерб.
Делегат съезда Д. ШУШПАНОВ. Ироническая улыбка появилась на лице Ленина, когда он говорил о начетчиках и хвастунах...
(Позже, при переизданиях речи, в пояснениях догматизма и начетничества будет приведено ироническое ленинское замечание по поводу попугаичьих упражнений меньшевиков: «Они книжки видали, книжки заучили, книжки повторили и в книжках ничегошеньки не поняли».
Нужно подытожить: без работы, без борьбы книжное знание коммунизма ровно ничего не стоит. Молодые товарищи как аксиому должны усвоить: коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Причем всю сумму этих знаний надо взять так, чтобы коммунизм не был бы чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что каждым продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования.
Делегат съезда Н. КОПТЕВ. Для нас, овеянных пороховым дымом, делегатов Северного Кавказа, где еще полыхало пламя гражданской войны, призыв Ильича «учиться коммунизму» прозвучал неожиданно...
Для этого зала, думается, самым близким, доступным, убедительным образцом научного синтеза человеческих знаний будет самый сложный образец – марксизм. Проанализируйте то, что вы читали и слышали о развитии коммунистической теории, приглашает Владимир Ильич, и вы придете к неизбежному выводу: Маркс опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме. Именно при помощи того, что дала прежняя наука, он мог исследовать пути восхождения человеческого общества и доказать неизбежность развития капитализма, ведущего к коммунизму.
Каждый сидящий в зале понимает, что таким же убедительным образцом является учение, история жизни и борьбы самого Ильича. И каждый собственным опытом сознает: для ленинцев познание, теория – не самоцель, они владеют и самим методом претворения марксистской науки в жизнь. Каждый с готовностью воспринимает настоятельный ленинский наказ:
– ...Превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы.
Делегат съезда И. ИСАЧЕНКО. Эта идея по ходу выступления В. И. Ленина все больше облекалась живой плотью, становилась для нас более доступной и понятной. Ленин говорил нам о задачах хозяйственного возрождения всей страны, о реорганизации, восстановлении и промышленности, и земледелия на современной технической основе...
Последнее слово технической науки концентрируется для Владимира Ильича в образе электричества. Пока еще план электрификации окончательно не сложился, но работа над ним завершается, остались считанные недели до того, как соберется УШ съезд Советов и примет план ГОЭЛРО. Но уже глубоко заботит практическая реализация этой «второй программы партии». В лице молодого поколения видится Ильичу грядущая армия электрификаторов; сегодня уже молодые должны усваивать, как технически приложить электричество к промышленности и к земледелию.
Рисуется мощная картина преобразующего труда, когда единый, монолитный, многомиллионный коллектив работает по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку. Союзу коммунистической молодежи Ленин отводит место ударной группы, «которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин».
Делегат съезда К. ЛИЧНОВ. Мы как бы заглянули вместе с Лениным в будущее, в завтрашний день молодых рабочих, крестьян, близкой нам интеллигенции. Он раскрыл глубокий смысл работы комсомола, показал, как воспитывается человек нового типа...
Все дело воспитания, образования и учения молодого поколения, по мысли Ленина, должно вести к утверждению коммунистической морали, коммунистической нравственности. Чтобы определить ее содержание, Ленин предлагает исследовать сами истоки общественной морали: она всегда носит классовый характер, каким бы «велением бога», какими бы «идеалистическими или полуидеалистическими фразами» ее ни прикрывали. Для нас, подчеркивает Владимир Ильич, нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. Тут, как на оселке, испытываются твоя цель и характер твоего союза: защищаешь ли ты интересы рабочих и крестьян? Помогаешь ли в черной работе или предпочитаешь иждивенчество? Привлекаешь ли их личным примером или отталкиваешь?..
Коммунистическая идейность – сама сердцевина новой морали – вбирает в себя целый комплекс человеческих достоинств. Это – глубокое осознание смысла и цели жизни, одухотворенность великой идеей, революционный романтизм, пафос борьбы, искрящаяся жизненная активность, естественный энтузиазм... Это – принципиальность, честность, человеколюбие, благородство, беззаветная преданность делу партии, непримиримость к врагам революции... Многое вбирает в себя понятие коммунистической идейности.
Открывая широкий простор благородным человеческим проявлениям, коммунистическая нравственность предлагает в качестве жизненного руководства принцип высшей справедливости – благо людей труда. Новая мораль утверждает себя в борьбе с пережитками, рецидивами старой морали. Аморализм эксплуататорства может принимать самые безвинные формы, но от этого не перестает быть грабежом чужого труда. Владимир Ильич предлагает схему для анализа: если я беру себе известный кусок земли, возделываю на нем вдвое больше хлеба, чем нужно мне, и излишками спекулирую – разве я тогда поступаю как коммунист? Нет, как эксплуататор и собственник... Если я имею свое местечко, как врач, инженер. учитель, служащий, и, потворствуя, угождая власть имущим, сохраняю свое местечко, да еще норовлю пробиться – разве это нравственно? Нет. Такой психологии и такого настроения у коммуниста быть не может.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.