Еще исстари деревня славилась обилием всяких праздников. Кроме «двунадесятых», рождества и пасхи были престольные дни, масленица и праздники всех святых, ведавших сельскохозяйственными делами.
Весной, когда скот в первый раз выгоняли в поле, служились молебны святому Власию - скотоводу. Летом приходилось кланяться Илье - пророку.
Осенью, когда на гумне еще молотили рожь, приходил Фролов день. Парни садились верхом на лошадей и скакали к церкви, где начиналось кропление этих животных «святой» водой и устраивалось молебствие лошадиному святому - Фролу.
Заботы о хлебе, об урожае заставляли крестьянина идти в церковь, к попу, заказывать молебны.
В церковные и престольные праздники на сельских улицах вырастали карусели, палатки торговцев всякой всячиной, бойко работали казенки, а попы с дьяконами и дьячками ходили по домам, пели, усердно кропили и махали паникадилом, закусывали и выпивали.
Однако, святые, паникадила и молебны не спасали от голодовки. В песнях мечтали о «золотых горах», о «реках, полных вина», а на деле к весне приходилось подтягивать животы и «последнюю скотинку за бесценок отдавать».
Кулак не спал и про себя соображал:
«Будет хлеба ль недород,
Надо иль не надо -
Взять на этот новый год
Два иль три подряда».
Дальше шло по Некрасову про кулака:
Скупит хлеб, а в черный год
Втрое с нищего сдерет.
Люди мечтали об урожае, несли последние полушки за молебны, а хлеба все - таки не было. Налоги, засуха, головня или саранча сводили на - нет человеческие старания и труды.
По - иному начинает жить деревня. Захотелось новых праздников, новых песен, новой, хорошей жизни. «Святой» водой и ладаном засуху не победишь, от молебствия сыт не будешь.
Первых агрономов, правда, встретили недоверчиво, да и было - то их по губернии «раз, два, три - и обчелся».
Революция все перевернула, переиначила. По - серьезному заговорили о плугах, тракторах, многополье, удобрении земли и посеве новых культур.
Мы объявили великий поход против трехполки, против первобытной сохи и злосчастной старины - матушки. И выступили в поход комсомольцы, передовые крестьяне, деревенская молодежь. На знаменах они написали: «За урожай, за культурную деревню, за кооперацию!» За словами пришли и живые дела.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.