Футбольные джунгли

А Кулешов| опубликовано в номере №601, июнь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Советский любитель футбола, привыкший к темпераментным, увлекательным репортажам В. Синявского, был бы немало удивлён, приводись ему услышать обычный футбольный репортаж, скажем, с бразильского стадиона.

- Жасер, - кричит диктор, - перехватывает мяч и мощным ударом посылает его в голубое небо, где ярко светит горячее солнце! Зрителям жарко. Они с удовольствием выпили бы замечательный жаждоутоляющий напиток «кока-кола»!

И, забывая о ходе матча, радиокомментатор, захлебываясь, рассказывает о «неповторимой» жевательной резинке, восхваляет часы, шерсть, готовое платье, сигареты, вина. «Знаменитый правый крайний (следует имя очередной звезды) чистит зубы только пастой...» (следует название фирмы).

Тем же целям - извлечению дохода - служат и продажа билетов, тотализатор, пари.

Как сообщала французская газета «Экип», «Марио Подло, вице-председатель бразильской футбольной федерации, обвиняется в продаже на чёрной бирже билетов на матчи в Рио-де-Жанейро».

Не лучше обстоит дело и в самой Франции, где билеты на крупные соревнования обычно продаются по двойной, тройной цене.

Из сказанного очевидно, что футбол в капиталистических странах - прежде всего коммерческое предприятие, приносящее доход, и, заметим в скобках, немалый доход. Так, например, американский зритель ежегодно выплачивает дельцам от спорта 4 миллиарда долларов; 15 миллионов фунтов стерлингов приносит устроителям ежегодно английский футбол.

Профессиональные футбольные клубы официально регистрируются как... акционерные общества!

Буржуазный футбол, как и весь спорт в капиталистических странах вообще, основан на эксплуатации человека человеком и служит обогащению кучки капиталистов.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что футболисты низведены до положения рабов. Их закабаляют долгосрочными контрактами, продают, покупают, сдают в аренду и выкидывают за дверь, как только в них исчезает необходимость.

Советский читатель ещё не забыл, какой ажиотаж был в Англии перед приездом туда команды «Динамо». Клубы, которым предстояло встретиться с динамовцами, срочно скупали лучших беков, форвардов, инсайдов и т. д. Но это, как известно, мало помогло им.

Некий предприимчивый итальянец Пурицелли организовал международную фирму по... продаже игроков. Внимательно следя за положением клубов в розыгрыше первенств и кубков, Пурицелли регулирует «спрос и предложение» на футбольном «рынке», перекупая и перепродавая игроков, сдавая их «напрокат» на один, несколько матчей, на сезон.

Что же касается самих футболистов, то судьба их мало интересует бизнесменов от спорта. Футбольным заправилам нет дела до того, что в Англии, хвастливо именующей себя «колыбелью футбола», 20 тысяч безработных профессиональных футболистов, что в США ежегодно получают серьёзные увечья 78 процентов игроков.

Главное - доход, главное - деньги!

Разве может идти речь в таких условиях о воспитании в команде чувства коллективизма, товарищества, патриотизма? Футболист в буржуазных странах - это индивидуалист: ему прежде всего важна личная карьера.

Нередко за один спортивный сезон один и тот же футболист выступает за две - три страны.

«Тяжела судьба иностранного товара...» - таков заголовок статьи в газете «Нешпорт». В статье рассказывается о печальной участи группы шведских футболистов, среди которых и один из сильнейших игроков Европы - Нордаль. Шведы были законтрактованы итальянскими клубами и ныне, «как износившиеся», переведены в запасные команды, а многие вообще выброшены на улицу.

Разумеется, как и всякое спортивное зрелище, футбол в капиталистических странах окружается нездоровой сенсацией, искусственно подогреваемым азартом. Всячески культивируется грубая игра, жестокость, кровопролитие.

Драки на поле, избиение судей, массовые побоища с участием зрителей - обычное явление.

На аргентинских стадионах дежурят полицейские и пожарные дружины, вооружённые слезоточивыми газами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены