«Комитеты комсомола призваны помогать школе готовить подрастающую смену к трудовой и общественной деятельности, проводить работу по профессиональной ориентации школьников, воспитывать у них стремление встать в ряды рабочего класса и колхозного крестьянства, идти на важнейшие участки производства».
Из Резолюции XVII съезда ВЛКСМ.
Дорогая редакция!
По специальности я организатор и методист клубной работы. До армии работал столяром на мебельной фабрике, потом мастером в ПТУ, директором Дома культуры, учителем, художником-оформителем. Недавно закончил курсы трактористов. Получил профессию механизатора, чтобы быть как можно полезнее на такой громадной стройке, как нефтяная Тюмень. Очень бы мне хотелось там поработать, свои услуги я предлагал нефтяникам, строителям, геологам и отовсюду получал отказы. Я не претендую на работу по своей основной специальности, мог бы работать и плотником, и электриком, и трактористом, а в свободное время участвовать в художественной самодеятельности, агитбригаде, но, судя по отказам, такие работники в Тюмени не нужны. Может быть, все дело в том, что у меня жена и сын, а на Севере отдают предпочтение холостякам?
Владимир ПРИМЕНКО
пос. Белые Берега, Брянская обл.
Писем, подобных этому, в редакцию приходит немало. Пишут вчерашние школьники, выпускники восьмых и десятых классов, которые хотят уехать на далекие стройки, и учащиеся профессионально-технических училищ, которым «грозит» распределение на предприятия родного города, - в своем большинстве они твердо уверены, что только в Сибири, на Крайнем Севере или на Дальнем Бостоне можно найти интересную работу, настоящее дело.
Мы познакомили заместителя начальника Управления трудоустройства населения и молодежи Государственного комитета Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов Вячеслава Дмитриевича ЧЕРНЯГУ с нашей почтой и попросили ответить на вопросы, интересующие читателей.
Группа девушек из города Новотроицка, Оренбургской области, собирается после окончания школы поработать на строительстве порта в бухте Врангеля. Трудностей, судя по письму, они не боятся, обещают не струсить, не отступить, согласны терпеть любые лишения и невзгоды. Готовность этих школьниц к испытаниям должна вроде бы импонировать нам, и действительно, их стремление проверить себя в большом и трудном деле вызывает уважение. И все-таки, мне кажется, это письмо и десятки других, похожих на него, вовсе не говорят о готовности их авторов к серьезному делу. Написаны они скорее всего с позиций «голубой романтики», а не от осознанной необходимости принести обществу как можно больше пользы. Понятна мечта молодых ребят и девушек «повидать свет», быстрее стать самостоятельными. Но всякая мечта должна иметь под собой прочный фундамент, иначе она так и останется недосягаемой.
Я думаю, что тихая жизнь не зависит от размера предприятия, стройки или города. Она зависит от самого человека, его энергии, его жажды творить.
Можно гореть и в маленьком поселке, а можно устроить «застоявшуюся жизнь» и на огромной стройке. Кстати, школьницы из Новотроицка мотивируют свое желание попасть в бухту Врангеля тем, что там Всесоюзная ударная комсомольская стройка. Но такая же стройка есть и в Оренбургской области. Разве освоение крупнейшего газо-конденсатного месторождения менее почетно или менее ответственно, чем строительство порта! Но и там ведь требуются не просто кадры. Требуются люди, профессионально подготовленные.
Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил на XVI съезде ВЛКСМ: «Надо, однако, чтобы молодежь трудилась с энтузиазмом повсюду, во всех жизненно важных отраслях нашего огромного социалистического хозяйства... А что касается романтики, то она есть во всяком важном, нужном народу деле. Она всегда с теми, кто способен по-новому взглянуть на дело, предложить новое, лучшее решение».
Чтобы выполнить наказ партии, молодые энтузиасты прежде всего должны получить определенную профессиональную подготовку, овладеть специальностью желательно еще до поступления на производство.
Тем более что получить профессию в своем родном городе или районе, где имеется достаточное количество профессионально-технических и других учебных заведений, значительно легче, чем, скажем, в условиях только начинающейся стройки.
Среди множества проблем, возникающих при вступлении молодого поколения в самостоятельную жизнь, есть, на мой взгляд, две имеющие первостепенное значение. Они так тесно взаимосвязаны, что разделить их можно только условно. Назовем их так: организация трудоустройства молодежи и профессиональная ориентация учащейся молодежи.
Сейчас выпускники общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений стали главными источниками рабочих кадров. В последние годы этой пятилетки их доля в покрытии дополнительной потребности в кадрах составит более 80 процентов.
Само собой разумеется, что в этих условиях «расточительно» обращаться с молодежью нельзя, а стремление профессионально не подготовленных юношей и девушек сразу после школы уехать в неизвестность иначе чем расточительностью назвать нельзя. Тем более что их с нетерпением ждут в девятых классах, в учебных заведениях профтехобразования, непосредственно на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и других организациях родного города или района.
Их ждут, к встрече с ними готовятся, для них делают все необходимое, чтобы побыстрее и получше обучить выбранной профессии, помочь адаптироваться в производственных коллективах, чтобы новички быстрее стали мастерами и хозяевами на своих предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.
В народное хозяйство России за три года девятой пятилетки ежегодно приходило свыше пятисот тысяч выпускников средних общеобразовательных школ. Цифра внушительная! Но давайте посмотрим, как распределяется категория молодежи по различным отраслям народного хозяйства. Возьмем хотя бы данные прошедшего, 1973 года и сравним их с 1972 годом и с последним годом восьмой пятилетки.
В прошлом году количество выпускников школ, пришедших в различные отрасли промышленности, по сравнению с 1972 годом снизилось с 54,4 до 52 процентов, а в 1970 году оно составляло 57 процентов от числа фактически трудоустроенных юношей и девушек. В такую важную отрасль, как строительство, приток молодых кадров уменьшился с 5 процентов (1970 г.) до 4,5 (1972 г.) и 4,2 процента (1973 г.).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.