Фундамент мечты

Вячеслав Черняга| опубликовано в номере №1130, июнь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

В то же время почти вдвое увеличился приток юношей и девушек в организации административно-хозяйственного управления, культуры, различного рода НИИ и т. п. Цифры, чего там скрывать, не радужные! А если учесть все возрастающую потребность народного хозяйства в кадрах массовых рабочих профессий, станет понятной и та тревога, которая появляется при анализе этих статистических данных.

Процесс вовлечения молодежи в общественное производство не может происходить стихийно, он требует проведения комплекса заранее подготовленных и хорошо организованных мероприятий.

С 1969 года на территории РСФСР действует единый, утвержденный правительством республики порядок трудоустройства юношей и девушек, оканчивающих общеобразовательные школы. В нем предусматриваются согласованные действия органов народного и профессионально-технического образования, профсоюзных и комсомольских комитетов, органов по использованию трудовых ресурсов, предприятий, строек, совхозов и других заинтересованных организаций. Молодой человек, оканчивающий школу, как правило, еще не нашел себя, не нашел свою дорогу. И старшие товарищи должны помочь ему определиться в будущей трудовой деятельности, выбрать такую профессию, чтобы как можно ближе совместились его собственные планы и существующие потребности народного хозяйства.

Естественно, все это требует большой и кропотливой воспитательной работы, которую должны вести учителя, рабочие и инженеры с шефских предприятий, члены комиссий по трудоустройству молодежи...

Еще в разгар учебных занятий в школе многие люди думают о будущем рабочем пополнении, заботятся о нем, стараются каждому из потенциальных работников подобрать профессию по душе и способностям. Готовятся к проведению трудоустройства и органы по использованию трудовых ресурсов, на которые Советом Министров РСФСР возложена ответственная обязанность - осуществлять практическое устройство на работу выпускников школ.

В комиссиях молодые люди могут получить сведения о потребности народного хозяйства данного района или города в рабочих кадрах, условиях труда, учебы и быта. Здесь им окажут необходимую помощь, дадут полезный совет, вручат красочную путевку - направление на работу.

Большую помощь выпускникам школ в определении своего места в жизни, своевременном овладении выбранной профессией, создании условий для закрепления молодежи на производстве оказывают комсомольские организации.

Когда молодой человек приходит в комитет комсомола, комиссию по трудоустройству или к уполномоченному по использованию трудовых ресурсов за направлением на работу, это должно быть не формальным посещением, а результатом длительной и кропотливой работы, подготавливающей его выбор и профессии и предприятия. К сожалению, на практике нередко приходится сталкиваться со случаями, когда юноши и девушки обращаются за помощью в самый последний момент, просят выдать путевку на работу «куда-нибудь», так как в институт они не попали, и теперь им все равно, куда устраиваться.

Это «все равно» свидетельствует о неблагополучном положении дел с организацией профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Конечно, комиссии, комитеты комсомола и органы по использованию трудовых ресурсов окажут молодому человеку нужную помощь, сделают все, чтобы смягчить полученную травму, вселить в него веру в свои силы, подобрать профессию «по вкусу», раскрыть перед ним перспективу. Но насколько такая помощь была бы действенней, если бы юноши и девушки пришли за путевкой не впопыхах, не убегая от последствий неудачи при поступлении в вуз, а трезво обсудив свои возможности, заранее утвердившись в намерении начать трудовую жизнь на производстве.

Сейчас сама жизнь - за установление такого порядка.

В Октябрьском районе города Кирова в комиссию по трудоустройству молодежи обращаются сотни юношей и девушек, окончивших общеобразовательные школы. Среди них заметно выделяются те, кто пришел за путевкой на работу с твердой убежденностью в правильности выбранного пути.

Андрей О. с неплохими оценками закончил 10 классов. Твердо решил поступать на завод. Как выяснилось, такая убежденность появилась не сразу, не вдруг. Определили его выбор частые беседы в школе, экскурсии на заводы района, многочисленные встречи с молодыми рабочими - передовиками производства. Юноша стал квалифицированным рабочим, но современному рабочему тоже требуются серьезные знания. Поэтому Андрей и решил учиться дальше, поступил в институт, на вечернее отделение.

Таких ребят, понимающих значение рабочей профессии, с каждым годом становится все больше и больше. Думаю, что это результат той работы, которую совместно ведут школа и предприятия. Но эта работа из тех, которая никогда не кончается. Сейчас мам важно нравственно подготовить учащихся общеобразовательных школ к производительному труду, к сознательному выбору рабочих профессий, необходимых народному хозяйству. Конечно, с учетом индивидуальных способностей и наклонностей каждого молодого человека, вступающего в жизнь.

Учащимся средних школ необходимо правдиво и ярко рассказывать о современном производстве, знакомить с рабочими профессиями, показывать открывающиеся перспективы роста мастерства и знаний, прививать любовь и труду и чувство гордости за рабочее дело. По данным социологических исследований, лишь одна треть выпускников школ имеет кое-какое представление о характере своей будущей профессии. Но даже из этой трети большинство ничего не знает о своей будущей заработной плате, о перспективах повышения квалификации и возможностях дальнейшей учебы, весьма приблизительно представляет условия труда и быта... Думаю, что именно эти недостатки привели к некоторому обесцениванию рабочих профессий в сознании части молодежи. Социологи достаточно убедительно подтверждают этот факт. Например, при расстановив школьников в порядке предпочтительности 80 рабочих профессий оказалось, что в Новосибирске профессии токаря и фрезеровщика занимают соответственно 39-е и 40-е места, а в Костроме и того хуже - 75-е и 76-е места.

Знакомство учащихся школ с отдельными профессиями проводится очень часто без учета действительной потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах. Например, в Черемушкинском районе Москвы в течение длительного времени старшеклассников ориентировали на приобретение профессии программистов ЭВМ. Но ведь столько программистов не только району - всей Москве не нужно.

До недавнего времени нежелание выпускников школ работать на предприятиях сферы бытового обслуживания и торговли подчас объяснялось более низкой заработной платой в сравнении со сферой материального производства. В последние годы заработная плата в этих отраслях была значительно повышена, но притон сюда молодежи увеличивается все еще очень медленно. В прошлом году на предприятия и в организации торговли и общественного питания пришло работать чуть больше шести процентов от общего числа трудоустроенной молодежи.

Значение материальных стимулов, конечно, велико. Но необходимо учитывать и общественный престиж профессий. Именно этот фактор нередко является определяющим мотивом у юношей и девушек при выборе профессии.

Профессиональная ориентация является неотъемлемой частью нравственного и трудового воспитания молодежи. Многочисленные исследования убедительно доказывают, что наиболее высокие результаты в труде показывают молодые рабочие, сознательно выбравшие профессию. У них, как правило, выше среднего процент выполнения норм выработки, они меньше допускают брака, активнее участвуют в рационализаторской работе. Следовательно, сознательный выбор профессии благотворно влияет и на формирование человека как личности.

Теоретические вопросы профессиональной ориентации разрабатывают сейчас многие научно-исследовательские организации страны, но практическое значение этих исследований, к сожалению, все еще весьма ограничено. По крайней мере до сих пор нет научно обоснованных рекомендаций по всему комплексу вопросов, связанных с профессиональной ориентацией. Может быть, потому, что за эту работу взялись многие, но никто конкретно за нее не отвечает.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены