ГЕНРИ Форд любит говорить: - Никуда негодных отбросов в природе не существует. Отброс - это ценный материал на неподходящем месте и в неподходящих руках.
Эту мысль Форд С исключительной последовательностью осуществляет на колоссальных предприятиях, которыми он владеет.
На его громадном заводе «Ривер - Руж» стоит питающая его электрическая станция. Ее мощность - 35 тыс. лошадиных сил, т. - е. почти 3/4 нашей Волховской станции. И, тем не менее, она не съедает ни фунта того топлива, с которым мы привыкли иметь дело: ни фунта дров, торфа, угля или нефти.
Форд поймал доменный газ в особые трубы, очистил его от вредных примесей и по трубам подвел к топкам своей электростанции, заставив его отапливать паровые котлы.
Но этого оказалось мало, и Форд вспомнил про свои угольные разработки. При добыче каменного угля, при его перевозке совершенно неизбежно получаются кучи угольной пыли. Форд велел аккуратно собирать эту пыль и привозить ее к электростанции, сжигая здесь в особых, специально для этого построенных топках.
Второй отброс доменного производства - шлак - раньше в лучшем случае шел для засыпки ям или для мощения дорог.
Форд построил цементный завод. 126 тонн шлака (около 8.000 п.), получаемого из доменных печей В день, стали превращаться в нем в 2.000 бочек прекрасного цемента.
Утилизируется и третий отброс доменного производства - доменная пыль. Прежде эта пыль, состоящая на 75% из железа, считалась мусором и либо высыпалась, либо продавалась, как отброс. Теперь Форд распорядился улавливать эту пыль особыми воздушными конвейерами и доставлять прямо к сварочным печам, где ее смешивают со стальными и железными опилками (они тоже не пропадают) и превращают в массивные глыбы металла, легко поддающиеся переплавке. Благодаря этому способу удалось использовать громадное количество железа, раньше пропадавшего без пользы, не говоря уже о сбережении на транспорте мусора.
Фордовские заводы расходуют 400.000 тонн (24 млн. пуд.) железа в год. Эта цифра ясно говорит, что каждый день Форд имеет дело с сотнями тонн железных и стальных опилок, стружек и обрезков листовой стали. И ни одна тонна этих отбросов не пропадает. Специальные электрические печи, изобретенные и построенные на заводах Форда, с успехом превращают эти сотни и тысячи тонн в прекрасный металл.
Но Форд идет еще дальше: перед загрузкой в печи этих железных отбросов, он снимает приставшее к ним масло, собирая, таким образом, около 2.100 галлонов масла о день. Обычно оно идет потом для смазки или предохранения от ржавчины.
Миллионы футов леса - ежедневная порция фордовских заводов. 40% от срубаемого леса является обычно никому ненужным отбросом: опилками, стружками, щепками. Форд заинтересовался возможностью использовать и эти отбросы.
Он начал с того, что резко уменьшил количество этик отбросов. В январе 1924 г. на его громадном лесопильном заводе в Айрон - Маунтен был введен новый способ распиловки, который дает наименьшее количество мусора и отбросов.
До этого времени части кузовов автомобиля выделывались из высушенных досок, выпиленных по определенному размеру. При обтесывании бревен выбрасываются самые лучшие, молодые слои древесины.
Система Форда заключается в том, чтобы распиливать бревна на планки, не снимая с них коры. Доски выпиливаются, независимо от формы бревна, не играющей никакой роли.
Результат этого нового способа быстро оказался: он дает Форду каждый день 40.000 рублей экономии.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.