К 40-летию ВЛКСМ
Грозный восемнадцатый год... В Москве собирается I съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи. Через фронты и вражеские кордоны весть о созыве съезда долетела и до далекого железнодорожного депо на юге страны. Молодые рабочие посылают в столицу своих делегатов. До Москвы сотни верст, путь долог и опасен, и комсомольцы решают вручить один мандат трем товарищам: рабочим Федору и Насте и гимназисту Мите, как «самому грамотному».
... Ветер бешено крутит пыль на пустынных дорогах Украины, хлещет в лицо, мутной пеленой заволакивает горизонт. Ветер гражданской войны носит шальные пули над истерзанной землей. Митя ранен, он понимает, что стал обузой, и решает оставить товарищей. Федор удерживает его. «Ты делегат, - говорит он, - и пока жив, должен идти вперед, в Москву». Крепко стиснув зубы, Митя продолжает путь. Белогвардейский разъезд замечает идущую по степи группу. Ценой своей жизни Митя спасает товарищей от преследования.
Одна из героинь фильма, Маша, недавно была «девицей Мари» из частного заведения мадам Жеваго. Встреча с Федором резко меняет жизнь Маши. Многое поняла она, шагая по суровой дороге вместе со своими новыми друзьями. И когда приходит время защитить их, она бесстрашно встает под вражеские пули.
В пути погибли все, кроме Федора. Только он, тяжело раненный, пришел «а комсомольский съезд.
Взволнованно звучит его рассказ:
- Погибли все. Меня тоже расстреляли. Ну, засыпали землей. Сыро. Холодно. Давит со всех сторон. Слышу, гудит земля, гудит: «Встань! Ты не можешь помереть, у тебя дело! Тебе верят! Тебя ждут! Ты коммунист! Встань!» Встал я... и пошел. Не мог я помереть. Не мог, потому что те, которые меня послали, отдали мне свою силу и наказ дали: всех до единого в союз молодых большевиков записать.
Об этих событиях рассказывает кинокартина «Ветер», поставленная на киностудии «Мосфильм» Александром Аловым и Владимиром Наумовым. Молодые режиссеры уже знакомы кинозрителям по фильмам «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин».
Замысел нового фильма родился у режиссеров при изучении материалов I съезда комсомола и основан на достоверном факте: на четвертый день съезда внеочередное слово было предоставлено тяжелораненому делегату, прибывшему с захваченного белыми Юга.
Фильм «Ветер» коллектив студии посвятил 40 - летию Ленинского комсомола.
Двое идут по улицам мирной предрассветной Москвы: плечистый летчик с золотой звездочкой на груди и девушка.
- А ты готова к расставаниям? - спрашивает летчик. Девушка смотрит на любимого с улыбкой. Она готова. Она умеет ждать.
- А ты готова к испытаниям? - раздается усиленный эхом голос диктора. - Сегодня началась война!
Испуганное лицо девушки, поднятое к любимому, закрывают две белые, крест - накрест, черты. Лицо удаляется, и вот уже девушка за окном, заклееным бумажными полосками. Ее глаза, в которых застыла тревога, видят уже не летчика, а небо военной столицы, пылающий самолет.
Таков один из эпизодов кинофильма «Добровольцы», поставленного на студии имени Горького режиссером Юрием Егоровым по одноименному роману Евгения Долматовского. Это необычное романтическое киноповествование о судьбах комсомольцев тридцатых годов, о поколении, которое родилось в год Октябрьской революции и вынесло на своих плечах всю тяжесть Отечественной войны.
... Вначале их было пятеро. Рассудительный парень из Горловки Колька Кайтанов, порывистый Славка Уфимцев, застенчивый Алешка Акишин, гордая, смелая Леля и восторженная девчонка Маша. Сдружились они под землей, в шахте Метростроя, куда привела их мечта о подвиге.
Тяжелые испытания выпали на долю комсомольцев - добровольцев. Шахта, Халхин - Гол, Испания, Отечественная война... Погиб милый, скромный парень Алешка, ставший в годы войны подводником. Он отдал свой кислородный прибор задыхающемуся товарищу. Война разлучила и тех, кто остался в живых, но их короткие, казалось, случайные встречи рассказывают о том, что добровольцы по - прежнему на главной дороге жизни...
- А все - таки счастливые мы, ребята, - произносит в финале картины Слава Уфимцев, искалеченный катастрофой летчик - испытатель, тот самый крылатый человек, который объяснялся со своей любимой у Москвы - реки. Счастье для Уфимцева только одно - счастье борьбы и самых трудных дорог.
Нелегкая задача стояла перед киноактерами. Ведь герои кинокартины, ставшие метростроевцами в двадцать лет, уходят с экрана уже седоголовыми. Фильм требовал чрезвычайно искренней и выразительной игры, большого искусства перевоплощения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.