– Это некрасиво, – сказала Валя – Вы все пачкаете своими прикосновениями. Все...
– А убивать красиво? – спросил я сердито. – Выгораживать убийцу – красиво?
– Выгораживать? Как вам не стыдно?..
– Стыдно должно быть вам. Вы с самого начала вводите следствие в заблуждение. Зачем вы солгали Лаврухину про колготки? Почему не сказали честно: да, я была в понедельник у Лютикова, да, я сказала ему про Астахова... Почему?
Я заставил Валю признаться в том, что она-таки навещала Витю Лютикова в понедельник. Да, Валя рассказала Вите про смерть Астахова. Витя был поражен, долго молчал, словно обдумывая что-то, потом сказал: «Лучше бы ты туда не ходила». Валя удивилась, но Витя ничего не стал объяснять. Они поужинали. Часов в восемь Витя похлопал себя по карманам и, сказав, что у него кончились сигареты, побежал в магазин. Вернулся минут через тридцать, был явно чем-то доволен и все время повторял: «Надо же так». От Вали-ных вопросов отмахивался, обещал рассказать обо всем позднее. Утром во вторник она ушла от него, так и не узнав ничего.
– Когда вы вышли из дома?
– В десять. И опоздала на работу.
Опоздала и придумала сказку про чулки. И повторила ее Лаврухину. Как все просто. Ушла от Вити в десять, а минут через пятнадцать после ее ухода к Вите пришел я. Где же находился в это время чернявый мужичок? Работал? Меня он проглядел. Но Валю-то наверняка заметил...
– Вы никого не встретили на улице?
– Я ушла через мастерскую. В саду есть тропинка... Торопилась и выбрала дорогу покороче.
Так... Но кто-то мимо мужичка протопал. Ясности не было. Поубавилось даже, если принять на веру слова мужичка о девке, которая вроде мимо него пробегала. Валю он не мог видеть: она выбрала тропинку покороче... Все мы выбираем тропинки покороче. Тропинки, которые ведут к цели. Где же моя тропинка?
– Альбома вы не видели?
– Господи, опять этот альбом...
А ведь альбом был. В десять пятнадцать он лежал на столике. В десять, когда уходила Валя, его не было. Кто его принес в эти пятнадцать минут? Может, девчонка, которую видел мужичок. А унес убийца? А может, убийца и принес его, а увидев меня, спрятался за дверью. И можно ли верить Вале? Единожды солгавши...
Надо бы ее порасспросить про Витю... «Лучше бы ты к нему не ходила», – сказал Витя своей подруге накануне того злополучного вторника. «Вы что же, хотите впутать меня в эту историю с мертвецом?» – сказал мне он утром. А мужичок-философ заметил: «За так не убивают». За что же убивают?
– В музее, – рассказывала Валя, – Астахов подрядился что-то рисовать. Ходил туда каждый день. Лира им увлеклась...
Увлеклась, но вещички свои предусмотрительно хранила у подруги. И, уезжая в отпуск, не оставила в астаховской квартире даже сломанной расчески. Да, эти двое, видимо, не собирались вить гнездо...
– Как Витя относился к Астахову?
– Никак...
У них не совпадали взгляды на искусство. Витя считал Астахова типичным халтурщиком. Держались они как малознакомые люди, встречались крайне редко. Ничто их не связывало... Но в воскресенье они завтракали вместе в ресторане... И в воскресенье Астахов позвонил Вале и попросил ее о встрече... Что же он хотел ей сказать?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.