Фабричный лицей

А Баутин| опубликовано в номере №246, июнь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Бывший сторож Троице - Сергиевской лавры «Василий Иванов, сын Прохоров», принимая доброхотные даяния богомолов, скопил немалую деньгу. Он приехал в Москву, сперва имел пивоварню, а потом подыскал «умельца» красковарочного дела и вместе с ним открыл на Пресне у Трех Гор фабрику красного товара. Это было в 1799 году.

Но дела он не понимал. Первый компаньон его вскоре открыл самостоятельную фабрику, перетянув к себе всех «умельцев и мастеришек». Тогда Прохоров нанял бельгийского мастера, но тот предъявил требование, чтобы рабочие были грамотными.

И сын основателя фабрики Тимофей Прохоров, подталкиваемый в спину развитием промышленного капитала, организовал в 1816 году первую в России «приготовительную к фабричным мастерствам школу». Очерк Баутина показывает зарождение этого капиталистического фабзавуча, предназначенного для закрепощения и дрессировки рабочих - подростков.

Ситцевый фабрикант Прохоров решил начать обучение подростков, рассчитывая вернуть затраченный капитал с лихвой. Набор учеников на выучку был назначен в мае.

Над входом в старую мастерскую повесили вывеску в узорной ореховой раме:

«Первая приуготовительная к фабричным мастерствам школа».

25 мая, в воскресенье, состоялся отбор учеников. Большая классная комната в 6 часов утра постепенно наполнялась рабочими. Они приводили своих сыновей, чтобы отдать «в научение ремеслам».

Пожилые белильщицы, промывальщицы полотен, ткачихи тоже пришли с ребятами.

Ребята составили свою группу. Среди них были девятилетние мальчики, пришедшие с отцами и прямо из деревни и бойкие пятнадцатилетние юноши, уже не первый год работающие на фабрике.

Ребята ждали, то и дело посматривая на дверь.

В класс вошел пожилой инвалид - унтер. Правая нога у него была на деревяшке, на груди поблескивала серебряная медаль «за храбрость».

Он вошел, постукивая деревяшкой, зажимая подмышкой зеленые розги. Розги он нес открыто, как поп евангелие.

Среди ребят послышался шепот и насмешливые возгласы. Тогда унтер грозно глянул на ребят, как взводный на новобранцев, крутанул сизый ус и зычно крикнул:

- Ну вы, халдеи! Чего горло дерете? Ты, Амлет! Отойди в сторонку!

Через минуту все уже знали, что он, отставной солдат Узлов, нанят хозяином на должность школьного дядьки и что у него не забалуешь.

Внезапно дверь распахнулась. Послышались возгласы:

- Сам идет!

Хозяин вошел с целой свитой: тут были три его сына - обрюзглый, непомерной толщины Иван, который вел торговые дела фабрики, за Иваном солидно выступали 13 - летний Яша и Тимоша. Пришел бельгийский мастер Тизан.

На скамейку у стола сели сам Прохоров, толстяк Иван и незнакомый, тощий, как сухарь, человек в сюртуке со светлыми пуговицами. Прохоров был в новом длинном кафтане и все время держал левую руку на груди. Эта поза считалась благочестивой.

Прохоров говорил чуть слышно, привык, чтобы его слушали и не перебивали.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены