О том, как создавалась эта книжка очерков, выпущенная издательством «Советская Россия», ее автор, В. Чачин, сам рассказал в коротком предисловии. Ездил, летал, плавал, встречался с рядовыми, скромными тружениками и писал о них, желая сказать им от всей души: «Смотрите, какие вы романтики, какие вы замечательные люди!»
Книжку открывает очерк «Арбат мой, улица моя». Героем его является сам автор. Очень живо, тепло описана жизнь паренька с Арбата. Босоногим мальчуганом, затаив дыхание, смотрел он фильм о броненосце «Потемкин», а потом, в грозный сорок первый, прошел по родному Арбату в рядах комсомольского батальона... Автобиографический очерк придает особое обаяние всей книжке. У автора была такая же юность, как и у его героев - рабочих ребят, он искренне любит их, глубоко понимает их мысли и чувства.
Романтика любого, пусть даже самого скромного труда основана на сознании государственной важности, значимости дела. Этой мыслью проникнут очерк «Эх, выборгская - заводская...». Два закадычных друга - два слесаря Семен и Юра, окончив ремесленное училище в Ленинграде, приехали работать на ничем не знаменитую станцию Лянгасово, Горьковской железной дороги. Друзья приуныли. Какая уж тут романтика! Это тебе не легендарный Питер... Но вот как - то вечером они возвращались из депо в общежитие с Сережей Макаровым, лучшим слесарем депо. Как бы невзначай. Сережа завел разговор об их профессии, о важности их работы. «Выходит, без нас, железнодорожников, - говорит он, - страна, как человек без крови. Значит, даже твои выборгские без лянгасовских ничего не сделают. И получается, что ты, Семен Огарков, есть государственной важности человек».
Короткий разговор не прошел бесследно для новичков, которые уже водили пальцами по географической карте, разыскивая место поинтереснее. И не случайно однажды Юра украдкой написал мелом на вагоне, отремонтированном руками друзей: «Делал Сеня Огарков, государственной важности человек»...
Государственной важности людьми чувствуют себя герои и других очерков - старый монтажник Яков Тарасович, исколесивший всю страну («Перелетные птицы»), капитан речного парохода с Северной Двины («В добрый час, штурман»), фантазер Мишка из Брянского ремесленного училища («Мишкина сказка»).
Очерки Владимира Чачина отличает характерная манера повествования, в которой авторская речь как бы сливается с внутренним монологом героя. В книжке немало метких и выразительных деталей. Например, чтобы передать ощущение страха, которое невольно испытывает паренек, впервые попавший в шахту, В. Чачин пишет: «Василь иногда чувствовал, как шуршащей змеей скользили по его каскетке провода». А вот какой зримый, запоминающийся образ использует он при описании Владивостокского порта: «Океанские пароходы распахнули свои трюмы, и туда осторожно заглядывали любопытные головы подъемных кранов».
Хочется пожелать В. Чачину, способному молодому очеркисту, успеха в работе над новыми книжками, и, быть может, не только очерковыми.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.