Это - Франция

Ник Кружков| опубликовано в номере №705, октябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Над широкой галереей московского Музея изящных искусств имени А. С. Пушкина трепещут флаги - французский и советский. Это флаги дружбы: здесь разместилась выставка французской живописи XIX века.

Дружба французского и нашего народов имеет давнишние, глубокие корни. Громы французской революции находили отзвуки в России. Русские декабристы, поднявшие знамя восстания против царского деспотизма, были близки по духу своему тем великим гражданам Франции, которые повели народ на штурм Бастилии. Французская литература, как и французское искусство, в нашей стране всегда пользовалась любовью и признанием. Дружба Тургенева и Флобера была не только фактом биографическим: она являлась как бы символом дружбы великих наций. В двух войнах с общим врагом наши народы проливали кровь своих сынов. Советская Армия, разгромившая гитлеровские орды, открыла для Франции путь к освобождению. Французская «Марсельеза» близка сердцу нашего народа: гимн Франции звучал на улицах наших городов и в 1905 и в 1917 годах как боевая песня революции.

У картины художника Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» всегда толпится много зрителей. Духом свободолюбивого французского народа веет от этого великолепного полотна. На переднем плане - трупы павших, но эта печальная интродукция как бы обрывается на полуслове. Из клубов порохового дыма в стремительном движении выступают люди, неостановимо идущие вперед: рабочий в блузе, молодой гражданин в цилиндре, мальчик - парижанин с дымящимися пистолетами в руках (через 30 лет после создания картины Виктор Гюго вновь воскресил этот образ бесстрашного парижского гамена в рассказе «Гаврош»), - и впереди них аллегорическая фигура молодой прекрасной женщины с трехцветным знаменем республики. Лицо женщины, обращенное к сражающимся, полно горячего порыва, оно властно и вместе с тем возвышенно. Это Свобода. Во имя ее идут на смертный бой люди, идут, не щадя своей жизни. Символ и реальность совмещены в картине, но, несмотря на это, вся она представляет собой единое целое, и символическая фигура женщины волшебно воспринимается как действительность... Герои этой картины - народ Франции, в этом ее глубокий смысл и сила.

Теодор Жерико, друг и старший товарищ Делакруа, - художник, сравнительно мало нам известный, - представлен рядом с Делакруа своими блистательными картинами, достоинство которых в том, что и в них мы видим мужественный и прекрасный французский народ. «Офицер карабинеров» написан мастерски: суровый воин, исполненный энергии, решимости, воли, встает перед нами в этом образе. Такими были солдаты Франции, сражавшиеся под Маренго, Ваграмом, Ульмом.

Незабываемое впечатление производит «Раненый кирасир» Жерико. Бой отгремел, надвигается ночь, человек одинок в своем страдании, но сколько силы в этом человеке! Веришь, что вот - вот он встанет и пойдет вперед, несмотря ни на что. Картина Жерико, впервые выставленная в 1814 году, имела острую политическую направленность: Наполеон пал, ненавистные Бурбоны вернулись во Францию, черные тучи нависли над страной, но дух народа остался непреклонным, вера в силы нации не угасла...

На выставке мы видим великолепные картины художников, изображающих простых людей Франции. «Зеленщица» Давида - это песнопение в честь героических женщин Парижа, сражавшихся бок о бок со своими мужьями и братьями за свободу. Энергично сложенные руки, гордый поворот головы, презрительная усмешка... Перед нами женщина - борец. Легко представить себе ее со знаменем в руках на баррикаде, а может быть, идущей в шумной и грозной толпе под звуки «Карманьолы»...

«Прачка» Онорэ Домье, «Собирательницы колосьев» Жана - Франсуа Милле, «Спящая прядильщица» Курбэ - это выраженный в живописи гимн людям труда. Не сентиментальное сострадание к тяжелой жизни народа чувствуется в этих картинах - нет! Уважение и почтение к простым людям, создающим блага жизни, убежденность в их нравственной силе и социальной правоте - вот что ощущаешь, когда всматриваешься в эти монументальные, сильные фигуры, в суровые, спокойные лица. Стоя перед картинами Домье, Милле, Курбэ, вспоминаешь Бальзака, Флобера, Золя. В живописи и в литературе во всем своем величии изображен народ Франции; любовью к нему пронизаны творения мастеров пера и кисти. Страной поэтической природы встает Франция с полотен художников - пейзажистов. Это не могучие русские леса, не бескрайние наши поля и степи, не нежные итальянские виды, зовущие к мечтанию и успокаивающие душу. Здесь все своеобразно, как - то по - особому мужественно. Пейзажи Франции помогают нам глубже понять душу народа, населяющего долины Сены, Роны и Луары. «Сделаем так, - говорил Теодор Руссо, основатель так называемой школы барбизонцев, - чтобы в наших произведениях первой нашей мыслью было обнаружение жизни; сделаем так, чтобы человек дышал, чтобы дерево действительно произрастало...»

На выставке демонстрируется также «Лесная дорога в Иль - Адан» и «У водопоя» Т. Руссо. Сочно, величественно изображена на этих полотнах природа Франции, тщательно выписана каждая деталь. Картина «Большой дуб» Ж. Дюпрэ проникнута неподдельным романтическим настроением. «Шлюз в долине Оп - тево» Ш. Добиньи вводит в мир покоя и гармонии. «Виль д'Авре. Плотина пруда» К. Коро лирически раскрывает красоту в простом, внешне неприметном, обыкновенном...

Ранние картины Клода Монэ - «Аллея», «Снег в Аржантейле» - вызывают у зрителя чувство светлой радости. В маленьком городке только что выпал снег; вероятно, пройдет чес - другой, и солнце без остатка истребит его. Но пока он придает такие необычные черты улице Аржантейля, делает воздух таким чистым и прозрачным... Картина необыкновенно поэтична.

Отдельно хочется сказать об Энгре и, конечно, об его «Источнике». Доминик Энгр возглавлял академическое направление, далеко стоял от передового, революционного, реалистического искусства Франции, но мастером он был превосходным. Его обнаженная женщина с кувшином у источника - живое воплощение прекрасного. Вы наслаждаетесь гармоничностью этого произведения, его изяществом, утонченностью, безмятежностью, целомудренностью...

Выставка французской живописи XIX века ценна тем, что она вводит нас в духовный мир близкого нам народа, давшего человечеству высокие образцы гражданской доблести и мужества, свободолюбия и гуманности, давшего человечеству благородных мыслителей, пламенных революционеров, прекрасных художников слова и кисти, крупнейших деятелей науки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены