В Кемеровской области возводится сейчас одно из крупнейших сооружений семилетки - Западно-Сибирский металлургический комбинат. Тысячи юношей и девушек приехали сюда по комсомольским путевкам, чтобы принять участие в создании нового промышленного гиганта.
Сегодня мы публикуем три зарисовки молодых журналистов - сотрудников многотиражной газеты строящегося комбината.
Секретарю некогда. Секретарь целый день на стройке. И целый день сидит в комитете комсомола небритый парень в модном пиджаке. В ногах у него небольшой обшарпанный чемодан и зеленый вещевой мешок. В кармане у парня аккуратно сложенный лист. На обратной стороне листа - несколько строчек: «За позорное бегство с ударной стройки, за презрительное отношение к ней из рядов Ленинского комсомола исключен». Подпись. Печать.
Это она, маленькая машинистка, стриженная под мальчишку, отстукала такие строчки. Сейчас она будто чувствует себя виноватой. Нет-нет да и скажет, как заведенная:
- Знаете, все-таки вы правильно сделали, что вернулись.
Он смотрит на коричневый сейф. Там, наверно, его комсомольский билет. Там же, наверно, и путевка. Что он будет говорить секретарю?...
Не рассказывать же, как с легким сердцем купил билет до Омска, как выскакивал на остановках пить пиво и, надоедая кондуктору, считал по справочнику станции.
... Потом Омск, дом. Сестра бросилась обнимать его. Смеялась сквозь слезы.
- Колька, родной! Правильно: надо было отпроситься. Хоть на денек!
Ему вдруг стало душно. Вытер со лба пот и затоптался у порога.
Сестра ничего не заметила, стаскивала с него пиджак.
- Обтрепался, Колька, в подкладке дыра. Зашью завтра.
Вечером пришел брат. Тоже старший. Родителей у Кольки нет - только брат и сестра. Они ему и отец и мать. Брат долго тискал его, оглядывал.
- Возмужал!... Ничего, парень хоть куда! Недаром тебя на стройку послали.
Потом они выпили. Николай опьянел неожиданно быстро. Врал про стройку. Врал, потому что не знал толком ничего. Брат достал аккуратную папку с тесемочками - вырезки из газет. Все о Западно-Сибирском комбинате: заметки, очерки, статьи.
- Специально вырезаю, ребятам показываю. Братишка, говорю, младший там у меня. Должен знать я, где он работает, что строит. Ну, а про народ он мне расскажет, говорю, когда свидимся...
Рука брата лежала на Колькином плече и казалась очень тяжелой.
- Дружки твои с завода тоже собираются туда всей бригадой. Письмо написали. Ты там похлопочи, если что...
Николай вдруг уронил голову на руки. Слышал, как сердито зашептала сестра:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.