В 17-м номере «Смены» за прошлый год мы рассказали об автомобильной экспедиции, которую организовали редакция журнала и комсомольско-молодежный коллектив Волжского автозавода. (В ее составе были старший техник ВАЗа Е. Шанцева, водитель-испытатель 1-го класса А. Кириченко и наш корреспондент В. Засеев.)
Серийный автомобиль «Жигули» с транспарантом на кузове «ВАЗ — СМЕНА-72» и ярко-красной надписью «50 лет СССР» прошел по дорогам 15 союзных республик.
Сегодня мы публикуем отчет руководителя эстафеты, специального корреспондента «Смены» Виталия Засеева об этом марафонском автопробеге, посвященном полувековому юбилею СССР.
Позади 40 тысяч километров. Это большое расстояние мы прошли на «Жигулях» — машине легкой в управлении, выносливой и быстроходной. Она показала свои лучшие качества на крутых перевалах Закавказья, в песках среднеазиатских пустынь и в хлябях осеннего бездорожья Сальских степей...
Наш автопробег можно назвать «Эстафетой трудовой славы поколений». Ведь при каждой встрече — будь то рабочее общежитие или клуб строителей, студенческая аудитория или матросский кубрик — разговор всегда сводился к героическому подвигу комсомолии 60-х годов, которая по призыву партии в рекордно короткий срок построила на берегу живописного Жигулевского моря невиданный автогигант — Волжский автомобильный завод, освоила и подчинила себе сложнейшую технику и уже в юбилейном году выпустила полумиллионную малолитражку.
Как-то в Донецке после встречи па телевидении, во время которой был показан фильм о том, как начинался ВАЗ, каким он стал сегодня, к машине эстафеты подошел высокий, плотный человек. Широкие, крепкие плечи и удивительно молодые глаза путали все представления о его возрасте. Не называясь, он заговорил о документальных кадрах фильма:
— Революционный дух созидания, преданность нынешних комсомолят великим заветам ветеранов — вот что самое замечательное в нашей молодежи. И это я ощутил, когда увидел, как строился Волжский автомобильный.
Точно такими, я помню, были строители Днепрогэса и Магнитки. Такими же запомнились мне и лучшие шахтеры Донбасса. Теперь они гордятся теми, кто продолжает их дело. И это высшая для них награда.
Это сказал нам легендарный горняк Алексей Стаханов.
А позже эту же мысль повторил секретарь комитета комсомола Львовского университета Юрий Курьянович.
В актовом зале, вмещающем несколько сот студентов, яблоку некуда было упасть. Напряженно, с волнением следили ребята за кинохроникой, воскрешающей события трудового подвига комсомола страны.
...3 января 1967 года решением ЦК ВЛКСМ строительство ВАЗа объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Более 15 тысяч юношей и девушек со всех уголков страны спешат на Волгу по комсомольским путевкам.
21 января. Вынут первый ковш земли под основной блок завода — корпус вспомогательных цехов (КВЦ).
18 декабря 1969 года. КВЦ (это завод в заводе, площадью свыше 11 тысяч квадратных метров) вступает в строй. Одновременно вступают в строй десятки других цехов-заводов.
22 апреля 1970 года. В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина с конвейера ВАЗа сходит первый автомобиль «Жигули».
1971 год. Выпущено уже 160 тысяч машин.
1972-й. 320 тысяч «Жигулей» отправлено покупателям...
Более шестидесяти встреч с тысячами читателей журнала было на пути эстафеты, и каждый раз ощущалось горячее участие, заинтересованность наших собеседников в судьбе ВАЗа.
Ту же атмосферу заинтересованности, горячего участия мы ощутили, побывав на рижском заводе «Автоэлектроприбор», на заводе «Красный металлург» в Лиепае, на шахте 17-17 БИС в Донецке, на крупнейшем в Европе заводе кинескопов «Экранас» в Паневежисе и многих других предприятиях страны.
Интересной была встреча на рижском заводе «Автоэлектроприбор».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К столетию со дня рождения Н. Э. Баумана