Итак, в анкете Вадима Боярчука и Юлии Долженко, так же как и у сотен тысяч их сверстников, появились слова: образование - 10 классов, специальность - рабочий.
Но что же это - конец пути! Нет! Советское государство создало тебе и твоим товарищам все условия для совмещения труда с учебой в вузах. Какие!
На этот вопрос отвечает заведующий отделом ВЦСПС В. А. Сиснев.
Нередко молодые люди, получившие аттестат зрелости, бывают обеспокоены тем, что они не смогут совмещать работу с занятиями в вечернем или заочном институте, техникуме. Я думаю, что причиной тому не только нерешительность, но и недостаточная юридическая осведомленность.
В самом деле, если ознакомиться с постановлениями нашего правительства, то легко убедиться в том, что советский закон на стороне тех, кто работает и учится. Существует Постановление Совета Министров СССР от 2 июля 1959 года «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений». В конечном счете эти льготы сводятся к тому, чтобы рабочий, желающий получить высшее образование без отрыва от производства, имел к этому самые конкретные возможности.
Постановление правительства обязывает руководителей предприятий предоставлять студентам вечерних и заочных вузов и специальных средних учебных заведений дополнительные отпуска с сохранением заработной платы.
На двадцатидневный отпуск в период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов имеют право все студенты 1-го и 2-го курсов вечерних вузов. Студенты-заочники получают для этой цели тридцатидневный отпуск, учащиеся вечерних средних специальных учебных заведений - 10 дней и заочных средних специальных учебных заведений - 30 дней.
Начиная с 3-го курса студенты вечерних вузов имеют право на дополнительный отпуск в 30 дней, а студенты-заочники - 40 дней, учащиеся вечерних средних специальных учебных заведений - 20 дней.
К этому надо добавить, что на период сдачи государственных экзаменов все студенты и учащиеся средних специальных учебных заведений освобождаются от работы на тридцать дней. Для подготовки и защиты дипломного проекта все студенты вечерних и заочных вузов получают отпуск на 4 месяца, а учащиеся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений - на 2 месяца. На все это время сохраняется заработная плата из расчета среднемесячной.
Кроме того, следует добавить, что на период 10 месяцев перед началом выполнения дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов все студенты заочных и вечерних вузов, а также учащиеся средних специальных учебных заведений имеют каждую неделю один свободный от работы день. Постановление правительства разрешает, кроме того, руководителям предприятий предоставлять в этот период дополнительно, по желанию студента, еще один-два свободных от работы дня в неделю за свой счет. На этих же основаниях руководители предприятий могут, по рекомендации учебных заведений, предоставить обучающимся на последних курсах дополнительный месячный отпуск для сбора и подготовки материалов к дипломному проекту.
Где, друзья, в какой капиталистической стране возможна такая забота о молодом поколении, о рабочем человеке?
Коммунистическая партия и Советское правительство придают исключительно важное значение развитию народного образования, повышению культурно-технического уровня трудящихся, видя в этом огромное средство подготовки людей коммунистического общества. Нашему времени нужны рабочие нового типа - люди образованные, глубоко знающие производство. Наше государство и советский закон предоставляют вам все возможности, чтобы стать именно такими людьми. Вам предстоит строить коммунизм, и вам суждено жить в коммунизме. Поэтому начало вашего большого жизненного пути должно быть достойным этой великой цели. А потом женщины, участницы совещания, попросили товарища Хрущева сфотографироваться с ними на память. Никита Сергеевич согласился и пригласил Юлю сесть рядом. И пока на них нацеливались объективы фотоаппаратов, спросил:
- Ну, как твои дела, Юля?
- Хорошо, Никита Сергеевич! Я недавно вступила в комсомол... После школы в колхозе остаюсь.
- Молодец, Юля! - похвалил Н. С. Хрущев.
Я встречал на совещании и знаю многих прославленных покорителей целины. Можно было бы написать о многих из них. Я же решил рассказать о школьнице Юле Довженко. У нее еще нет наград на груди - только комсомольский значок. Но у нее все впереди, как и у ее двадцати пяти одноклассников, которые тоже остаются на целине, как и у тех московских девчат и парней, которые в памятном пятьдесят четвертом году слушали в Кремле напутственное слово Никиты Сергеевича Хрущева.
Будущее целины принадлежит ей, Юле Довженко, и ее сверстникам, тем, для которых наступило сегодня вместе с целиной время совершеннолетия.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.