Есть и будет

А Волков, Б Мейлах| опубликовано в номере №195, июль 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

В статье тт. А. Волкова и Б. Мейлаха не все вопросы молодежной литературы достаточно освещены, отдельные высказывания спорны. Тем не менее статья своевременно и правильно ставит проблему комсомольской тематики в художественной литературе. Помещая ее, редакция «Смены» приглашает своих читателей высказаться по затронутым в статье вопросам. Комсомольцам-литкружковцам рекомендуем обсудить в своих литкружках.

В следующем номере «Смены» будет опубликована анкета по вопросам молодежной тематики и ответы писателей.

«Литература выше всего земного, художник не вмешивается в будничные дела», - говорили эстеты. Перевальцы утверждают, что художник «объективен», что его произведения не окрашивает классовая субъективность. Ведь для литературы важно показать «человека вообще»!

Классовая сущность этих реакционных взглядов нам хорошо известна. Их проповедуют те, кому нужен «классовый мир», которые хотят задержать победоносное наступление пролетариата и «умилять» революцию показом общечеловеческих черт классового брага.

Литература - боевое оружие класса. В литературе так же, как и на любом идеологическом фронте, идет ожесточенная классовая борьба. В этой борьбе враг всегда старается перетянуть на свою сторону силы противника или парализовать действие его отрядов. вполне понятно, что на молодежь всегда обращают особое внимание. Молодежи принадлежит будущее, ее самоотверженность и огромная энергия играют в классовых атаках весьма значительную роль.

На всем протяжений русской литературы борьбе за молодежь уделено очень много внимания. Знаменитый спор «отцов и детей», основной лейтмотив литературы XIX века, есть, в сущности, спор различных классов. И буржуазии, и в особенности дворянству было свойственно стремление затушевать классовую борьбу, поэтому спор проходил под маркой семейного спора отцов и детей.

В XX веке борьба за молодежь велась еще более ожесточенно.

Власов - герой повести Горького «Мать», пламенный революционер, беззаветно преданный делу пролетариата, и, с другой стороны, многочисленные дегенераты, уходившие от общественной жизни в дебри личных переживаний и ненавидевшие революцию - герои Арцыбашева и Сологуба - представляли в литературе борьбу классов за влияние на молодежь.

Октябрьская революция эту борьбу еще более обострила. И после революции различные классовые группы ведут ожесточенную борьбу за молодежь. Идеологи различных социальных групп - писатели - также по-всякому изображают молодежь в своих художественных произведениях.

За последние годы мы имели немало враждебных произведений, изображающих жизнь молодежи и комсомола через классовую призму враждебных социальных групп.

Всем памятны такие нашумевшие произведения, как «Луна с правой стороны» С. Милашкина, «Без черемухи» П. Романова, «Собачий переулок» Гумилевского. Вслед за ними появился ряд произведений, также извращающих жизнь и быт рабочей молодежи, комсомола, пролетарского студенчества. Такие, относящиеся уже к последнему времени произведения как, например, «Моя жизнь» Веледницкой, «Поперек поля» М. Иринина, «Оптимистический роман» К). Берзина, «Рассказы» Н. Вигилянского - являются живым свидетельством влияния враждебных классов на литературную «надстройку».

Авторы этих произведений погружаются в дебри половых и биологических проблем, всячески отгораживаясь от современных задач, стоящих перед всей страной и, в частности, перед пролетарской молодежью. Они клевещут на комсомол, изображая комсомольцев в мелко-буржуазном и обывательском духе.

Авторы не замечают того факта, что революция включила пролетарскую молодежь в ряды активных борцов за социализм. Авангард рабочей молодежи - комсомол - проделал огромную работу под руководством партии. Его самоотверженность и беззаветная преданность партии на фронтах гражданской войны и социалистического строительства вошли славными страницами в историю революционной борьбы пролетариата.

Мы ратуем за комсомольскую тематику не потому, что нам «приятно» увидеть в художественном произведении комсомольца. Мы хотим, чтобы произведение, правильно отражающее жизнь комсомола, воспитывало массы, звало их на борьбу за социалистические формы труда и быта. И комсомол вполне имеет право предъявить такое требование художественной литературе. Массы комсомольцев и молодых рабочих, героически борющиеся на фронтах пятилетки, не бе; основания претендуют на отражение в художественной литературе.

Но тем не менее, все же приходится констатировать, что работа комсомола на всех фронтах социалистического строительства еще не нашла достаточного отражения в художественной литературе. Здесь налицо отставание художественной литературы от жизни. Между тем, художественный показ жизни комсомола сыграет огромную роль в мобилизации комсомольских и молодежных масс на борьбу за социализм.

Огромная работа, проделанная комсомолом под руководством большевистской партии, должна быть отражена в художественной литературе.

Между тем некоторые критики утверждают, что комсомольской тематики нет и быть не может. Комсомольской тематики не существует так же, как не существует ни профсоюзной, ни советской тематики, - говорят они, - а есть тематика рабочая. Эти критики забывают о специфических чертах, присущих молодежи.

Нам нужна литература, которая бы организовывала многомиллионные массы молодежи на стройку социализма, формировала социалистическую идеологию.

И такая литература уже создается.

Призыв ударников в литературу безусловно даст толчок к художественному показу широчайшей картины жизни и борьбы комсомола. Ударники-призывники в своем большинстве представляют молодежь, и поэтому им больше, чем кому бы то ни было, известна жизнь комсомола и молодежи. От них в первую очередь мы и должны ждать произведений, показывающих комсомол.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте об Александре Беляеве - первом советском писателе, полностью посвятившим себя научной фантастике, об Анне Вырубовой - любимой фрейлине  и   ближайшей подруге императрицы Александры Федоровны, о жизни и творчестве талантливейшего советского актера Михаила Глузского,  о режиссере, которого порой называют самым влиятельным мастером экрана в истории кино -  Акире Куросаве,  окончание детектива Андрея Дышева «Жизнь на кончиках пальцев».  и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Комбайнер - это звучит гордо

Обращение комсомольцев-комбайнеров совхоза "Гигант"