Обращение комсомольцев-комбайнеров совхоза "Гигант"
Впервые в нашей стране три года назад на полях нашего зерносовхоза появились комбайны. В прошлом году комбайн стал уже основной уборочной машиной «Гиганта». В приближающуюся уборочную кампанию все 177 000 гектаров пшеницы нашего совхоза будут убраны исключительно комбайнами. Не далеко то время, когда комбайн станет главной уборочной машиной всех зерновых совхозов и колхозов.
Мы, комсомольцы-комбайнеры «Гиганта» - ударники прошлогодней уборки - хотим со всей силой подчеркнуть ту громадную ответственность, которая ложится в дни уборочной кампании третьего, решающего года пятилетки на всех комбайнеров нашей страны.
Если комбайнер хочет, чтобы комбайны работали хорошо, он должен добиться, чтобы все работники агрегата изучали технику работы, изучали комбайн. Учить штурвальных и соломосбросов, знакомить трактористах комбайном, каждую минуту использовать для учебных указаний, при каждом «капризе» машины растолковывать причины «каприза», для учебы - такова важнейшая обязанность комбайнера. Чем больше будут знать рабочие агрегата машину, тем легче и спорнее пойдет работа.
Известно, что главное для поднятия производительности труда на комбайне, это - сдельщина. Она требует хорошего учета. Надо сделать так, чтобы каждый видел сегодня, что он получил за вчерашнюю работу. Тогда каждый будет видеть, в чем он отстает, на что ему нужно сегодня налегать. Надо учитывать не только по пробегу, но и по количеству зерна, а то случается, что пробег был большой, а захват хлеба неполный.
Зоркость и острый слух - первое правило для комбайнера и штурвального. Надо чутко слушать стук моторов, сразу ловить перебои. Надо внимательно смотреть, чтобы не попала в хедер и барабан трава, проволока. Особенно зорко нужно смотреть за густотой хлеба и по ней быстро регулировать комбайн.
Надо прибавлять газу, или подымать хедера, или же замедлять ход, если хлеб густой, а то забьется барабан и придется останавливать весь агрегат. Вдвойне нужна зоркость и потому, что классовый враг - кулак - всячески стремится испортить комбайны, втыкая колья и прутья в хлебе, подбрасывая камни и т. д. В «Гиганте» было не мало таких случаев.
В ночные смены работать труднее - хлеб бывает влажный, а обслуживание ночных смен хуже. Днем все следят за ходом уборки - и зав. участком и механик, и пом. механика, и агроном, а ночью часто никто не бывает, все спят. Надо разделить силы так, чтобы ночная смена обслуживалась наблюдением на участке не хуже, а лучше, чем дневная. Комсомольцы должны взять на себя специальную комсомольскую охрану ночных смен. Ведь больше всего поломок происходит ночью. Комсомольцы-комбайнеры совхоза «Гигант»:
Московой, Конищев, Мешков, Линник, Колдашов, Шейманов, Харченко, Тршиенко, Курохтин, Левченко, Шешуков, Долгов.
- Вот он, наш первенец. Да разве только наш? Это первенец всей Советской страны. Замаялся работяга... Лежит на поправке.
Саулет ласково смотрел на него. Он лежал посредине здания развинченный, расслабленный, с обнажёнными внутренностями.
Первенец появился здесь в 1922 году. Из-за океана его привезли с собой 86 энтузиастов-американцев. Они приехали тогда в страну новой жизни - в СССР - строить сельскохозяйственную коммуну. Великий вождь пролетариев мира - Ленин - среди груды неотложных дел находил минуты для того, чтобы заботливо помочь приехавшим друзьям. Они решили создать образцовое механизированное хозяйство. И коммуна «Сеятель» оправдала заботу вождя. Ее бессменный председатель Саулет, высокий старик с молодой походкой, любовно показывает теперь многочисленным экскурсиям разросшееся хозяйство коммуны, ее скотные дворы, мастерские, высокие силосные башни, ветряные двигатели, качающие воду, сад и виноградник. На 5 000 гектаров раскинулись поля коммуны «Сеятель». Сейчас она насчитывает уже 345 членов.
Первенец, с которым знакомил нас Саулет, был трактор «Катерпиллар». Девять лет назад приехал он на свою новую родину. Все эти девять лет своими шестидесятью лошадиными силами он работал на полях коммуны. Сейчас он, первый «Катер», который увидели советские поля, лежал разобранный и его мощные подошвы бессильно распластались на полу мастерской.
- Что, он уже выбыл из строя?
- О, нет! Он в капитальном ремонте. Срок ему официально десять лет, кончается в 32-м году. Нр он пересилит этот срок. Он еще поработает на нас!
Мы выходим из мастерской, прощаемся с Саулетом, идем но широкому шоссе среди покоренных полей, которых не охватишь взглядом, и поля эти, необъятные поля ровной зеленой пшеницы, говорят нам, что первенец теперь совсем не одинок, далеко не одинок...
Пионер механизированного социалистического земледелия, коммуна «Сеятель» окружена теперь со всех сторон полями мощного, крупнейшего в СССР зерносовхоза «Гигант», Свыше сотни «Катерпилларов» взбороздили вокруг коммуны широкие Сальские степи. Среди 183 000 гектаров «Гиганта», 5 000 га ее земли кажутся маленьким островком. На карте совхоза квадратная площадь коммунарских посевов выглядит, как спичечная коробка, положенная на широкий стол.
... Раньше всех на горизонте встает элеватор. В колеблющейся синеве дали од-белеет высокой, стройной башней. За 15 - 20 километров виден этот сверкающий на солнце маяк. Их три в «Гиганте». Сейчас они ждут зерна третьего совхозного урожая. К достойной встрече этого урожая готовится сейчас весь «Гигант», все люди этого удивительного нового города, возникшего в пустой степи со своими мастерскими, цистернами, строящимся клубом, фабрикой-кухней, водонапорной башней, трехэтажными домами, типографией, оперяющимся сквером.
На шоссе нам встретился первый вестник встречи нового урожая.
Мы увидели пришельца из Мичигана.
Из центра зерносовхоза - базы Трубецкой - трактор вез на один из совхозных участков громадное сооружение, блестевшее в солнечных лучах серебряной новизной оцинкованных поверхностей. Степной корабль на больших красных колесах, со штурвалом и капитанским мостиком - был комбайном «Оливер».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.