Если и не «Слово о полку Игореве»

Л Прессман| опубликовано в номере №880, январь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сколько было в классе ребят, столько разных желаний и стремлений! Игорь Ратков, Олег Беляков и Юра Шишелов увлекались подводным плаванием, Валя Зимоглядов — химией, Миша Тектониди — медициной, Юрия Федотовского интересовали велосипед и рыбная ловля, Нину Аллахвердянц... А я сказал им: «Пойдемте летом в поход искать рукописи». Этому удивились не только ребята.

«Школьники будут искать рукописи?» — переспросил старший научный сотрудник отдела рукописей Государственной библиотеки имени В. И. Ленина Илья Михайлович Кудрявцев, но решил рискнуть. Он и его сотрудники Ярослав Николаевич Щапов и Борис Александрович Шлихтер взялись за дело. Ребят надо было серьезно готовить, многому научить.

Книга. В Древней Руси она считалась богатством и стоила иной раз столько же, сколько целая деревня с крепостными. Предприимчивые служители церкви пользовались дороговизной книг: книгу объявили самым богоугодным даром храму. Однако, не слишком доверяя попам и монахам, приносящие дары старались предупредить кражу и порчу книги: титульные листы фолиантов украшались особыми записями, грозными и наивными заклинаниями, ограждавшими подарок от злоумышленников. Эти «вкладные записи» начинались обычна с указания даты вклада: «Лета 7124 Апреля в 1 день положил ciю книгу, глаголемую Апостол в домъ Бож!...»

Щапов рассказывал удивительные истории находок. В рассказах оживали эпизоды русской истории, столь знакомые по страницам учебника. Немало времени ушло на то, чтобы научиться отличать рукопись от печати, «читать» водяные знаки — филиграни.

Тем временем окончательно отрабатывался маршрут: мы пойдем на Керженец, в Заволжские леса. Сюда, в лесную, болотную глухомань, со второй половины XVII века бежали из Москвы и с Волги старообрядцы, спасаясь от преследования царских приказных и ярых «никониан», сюда увозили они и свои священные реликвии — старинные «правильные» книги. Может быть, у местных жителей остались книги их прапрадедов?

...Невезение началось буквально в первый же день экспедиции. Накануне шли проливные дожди, размыло лесные дороги, с великим трудом добрались мы до первого пункта.

Дома мы мысленно рисовали себе, как будем искать рукописи: придем в село, расспросим жителей, обойдем старых колхозников и, конечно, найдем, ну если не «Слово о полку Игореве», то что-либо не менее важное. Мы не ошиблись лишь в одном: нас действительно тепло встретили. Но вот книг не было.

А дни шли. Азарт первых поисков сменился спокойной деловитостью, мы приобретали опыт, учились по-настоящему распутывать нити книжных судеб. Порой эти нити свивались в сложный клубок, и юным археографам приходилось отмерять десятки километров по лесным тропинкам, по гатям, порой по пояс в воде. Комары и мошки, словно сговорившись, доводили до исступления юных москвичей.

В одном из сел нам сказали, что у лесника А. И. Инотариева, живущего километрах в семи от поселка Рустам, видели книги. Ребята построили плот и спустились по реке к поселку — другого пути из-за дождей не было. Здесь-то и ждала нас первая настоящая находка — «Цветник Феодора Матвеева», содержавший вариант «Сказания о царе турском Магмете, како хотел сожеши книги греческий» Ивана Пересветова, одного из интереснейших русских писателей времени Ивана Грозного. В селе Взвоз ждала нас еще одна находка — книга, содержащая более 900 страниц рукописного текста. Были здесь и «Слово Иоанна Златоуста о гордыни», и «Слово о властях», и «Житие Стефана Пермского». Свободные листы книги неизвестный переписчик заполнил астрономическими сведениями, описанием редких явлений природы. «В лето 7230 бысть велие знамение, на небеси явилась зоря подобна огненному видению и стояла через всю ночь, в сырную неделю со среды противу четверга». А через несколько страниц уже другой рукой записано: «В лето 7252 явилася звезда с лучем в генваре месяце. Луч имела к востоку наклонен».

Тщательно оберегали археографы свои дорогие находки. Во время одного из переходов на плотах началась гроза. Тихий Керженец разбушевался, поднялись волны, крохотный плот заливало водой. Подогнать утлое сооружение к берегу не удалось. Нужно было сделать все, чтобы спасти книги, рукописи, найденные в походе. Кто-то сообразил: обернув в непромокаемый плащ, книги сложили в металлический бак (в нем на привалах готовили пищу), а чтобы вода не попала внутрь бака, ребята по очереди прикрывали его собой, и одна капля дождя не попала на пожелтевшие страницы!

Вернувшись в Москву, мы передали Ленинской библиотеке 6 уникальных рукописей и книг. А привезли с собой ребята не только рукописи, но и глубокую любовь к книге, уважение к труду тех, кто пишет, создает и бережет книгу. Так в трудных поисках, в погоне за заветной «жар-птицей» родилась и окрепла эта любовь.

...Уже давно окончили школу участники первого похода, школа № 38 слилась с 29-й, а традиция сохранилась. И как плод труда — школьный музей и пятьдесят редких рукописей, сданных на вечное хранение в отдел рукописей Библиотеки имени В. И. Ленина.

В центре застекленной витрины — огромная книга, раскрытая на странице, испещренной витиеватой поморской вязью. Ее нашли в селе Лужки, Брянской области, на чердаке одного из домов. Тонкий рисунок заставок, орнаменты свидетельствуют о замечательном таланте мастера-книгописца. Книге этой почти 300 лет. А рядом рукопись «Сказание о купце Феодоре». Ее нашли девятиклассник Алеша Еремеев и десятиклассники Таня Кучина и Вася Живаго.

По данным, полученным экспедицией школьников в районы Белоруссии, вполне можно судить о характере бытовавшей здесь рукописной литературы. Обследование ряда сел Семеновского района показало, что есть еще рукописи XVI века: оттуда ребята привезли две книги, написанные 400 лет назад!

Как и в любом научном поиске, экспедиции не всегда кончались успешно, немало различных препятствий вставало на пути юных исследователей: порой найденные книги не удавалось получить для библиотеки, иногда рукопись попадала в руки археографов слишком поздно: страницы были настолько истлевшими, что восстановить их уже не было возможности.

Но есть еще один страшный враг древних книг — это обыкновенный спекулянт, промышляющий скупкой и перепродажей ценнейших памятников прошлого. Вооружившись подложными документами, справками, выданными безответственными людьми, книжный жучок-спекулянт «обследует» села, города, где, возможно, бытуют старинные книги... Из районов Брянщины один из таких рыцарей наживы вывозил рукописи извечной мерой спекулянта — мешками. Во многих селах на своем пути юные археографы находили печальные следы его деятельности. В большом селе Закобякино, Любимского района, Ярославской области, почти все рукописи попали в руки местного сборщика утильсырья...

В поисках и охране древних рукописей и книг, составляющих непреходящее богатство всего народа, большую помощь могут оказать учителя и старшеклассники местных школ, колхозная молодежь.

...В 29-й московской школе уже разрабатывается маршрут очередного похода, посланы первые разведывательные запросы-письма, новые участники экспедиции тренируются в чтении рукописей, вкладных записей, филиграни, снова мечтая найти, ну если не «Слово о полку Игореве», то хотя бы...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены