Академик А. И. Берг: будущее принадлежит программированному обучению
Профессии рождаются и умирают. Но есть неумирающие. Потому что есть задачи, которые человечество будет решать вечно. Никогда не исчезнет фигура учителя, как не исчезнут ученики. Никогда не прекратится обучение – это живая связь поколений, это преемственность в навыках и знаниях, без которых невозможен прогресс...
Как правильно учить? Над этим вопросом люди задумываются уже не одну тысячу лет. При раскопках древнего Египта и Греции археологи находят глиняные таблички, куски кожи, обрывки папирусов – упражнения, которые делали дети под диктовку своих учителей задолго до нашей эры. На некоторых из них сохранились даже следы строгого учительского карандаша, выправлявшего ошибки... Значит, письменные упражнения? Но известно, что философ Сократ воспитывал своих учеников и последователей, ведя с ними бесконечные споры и дискуссии на самые неожиданные темы... «Вклад» средних веков в методику преподавания – утомительная и бессмысленная зубрежка.
Интуиция помогала наиболее талантливым педагогам добиваться порой замечательных результатов. Но можно ли полагаться на интуицию сейчас? Наука и техника развиваются невиданными темпами. Количество полезной информации, иными словами, количество знаний, которые необходимо усвоить современному человеку – будь он слесарь или врач, физик или биолог – растет с каждым днем. Отдельные области знания и отрасли техники не только углубляются, но и стремительно расширяются, покидая свои прежние, казавшиеся такими незыблемыми границы. Уж на что, казалось бы, далеки от современности чудаки-лингвисты с их пыльными фолиантами, но и они штудируют сейчас математику.
В результате возникли своеобразные «ножницы» между старыми методами обучения и теми задачами, которые ставит перед человеком уровень современной науки. Выход – к этому мнению склоняется сейчас большинство специалистов – в программированном обучении.
Программированное обучение... Если несколько лет назад о нем говорили только энтузиасты, то теперь это уже реальность. У программированного обучения появился свой общесоюзный общественный центр – секция Совета по кибернетике при Президиуме Академии наук СССР. У него есть духовный отец, очень заботливый и нежный, – академик Аксель Иванович Берг. Один из основателей советской радиотехники, ученый, блестящий лектор, А. И. Берг всю жизнь интересовался проблемами обучения. Имя Берга последние годы прочно ассоциируется с кибернетикой. Значит, программированное обучение – это кибернетика?
– Кибернетика, – говорит А. И. Берг, – общая наука об управлении биологическими, физическими или химическими процессами – безразлично. С точки зрения кибернетики обучение не что иное, как один из видов управления: управление психическими процессами человека. Так же как и любой другой процесс, он может быть подвергнут точному анализу, основываться на строгих количественных соотношениях. Обучение сегодня – это процесс с плохим или с «прерывистым управлением».
С первого до последнего класса мы сидим за партами. Потом в техникумах или институтах пересаживаемся за столы. В школе раза два в месяц, не чаще, нас вызывают к доске. У нас складывается прочное убеждение: учитель, вызывая отвечать, хочет поймать тебя, пристыдить. Поэтому главное – «не подловиться», правильно рассчитать, когда тебя выберут «жертвой». Еще одна школьная неприятность – письменные контрольные работы. Такую систему обучения, основанную на невольном стремлении поймать, уличить и наказать плохой отметкой, А. И. Берг, сердясь, называет игрой с малолетними преступниками.
У педагога в классе около тридцати, а порой и больше учеников. Объясняя урок, он передает какую-то информацию. Может ли он уследить за тем, насколько правильно поняли его ребята, не сложились ли у них неверные выводы? Физиологические возможности человека ограниченны – педагог физически не в состоянии уловить, по какому руслу текут мысли его тридцати учеников, слушает или мечтает о чем-то своем какая-нибудь девочка на последней парте. Связь между классом и учителем идет только в одном направлении – от учителя к ученикам. Обратная связь отсутствует, за исключением тех немногих минут, когда учитель и ученик встречаются у доски.
В одном из своих выступлений крупнейший математик, вице-президент Украинской академии наук В. М. Глушков привел такой пример. Представьте себе сталевара, которому сообщают самые отрывочные сведения о составе материалов, которые закладывают в мартеновскую печь. А данные анализа выплавленной стали он узнает спустя полгода после плавки. Можно ли рассчитывать при данных условиях на качественную плавку?
Ситуация со сталеваром очень похожа на современный процесс обучения в вузах, когда только в сессию, с опозданием на полгода, профессор узнает, как восприняты его лекции.
Доцент Московского энергетического института Ю. Н. Кулешев, один из первых активных сторонников программированного обучения, нарисовал мне как-то в блокноте шуточную, но очень образную схему. Профессор – доска – студенты: лекция. Профессор – студент: экзамен. Результаты экзамена: стрелка в деканат – обратная связь замыкается. Часть смешных фигурок студентов зачеркивается: деканат отчисляет их из института.
Рядом еще один рисунок. Машина – ввод и вывод студента. Частота обратной связи возрастает в десятки раз...
Так что же, значит, долой профессоров, долой старые, апробированные методы? Да здравствуют машины, и только машины?! Значит, теперь вымытых и наглаженных до блеска взволнованных первоклассников будут встречать первого сентября машины? А как же первая учительница, которую помнят всю жизнь? Да разве может холодный металл заменить минуты высокого душевного потрясения, которое возникает иногда на уроках, когда весь класс, замерев, слушает рассказ учителя!
Многие само понятие «программированное обучение» принимают в штыки. Понимая, что настал век электроники, они все же не могут примириться с мыслью, что машина заменит учителя. Но ставится ли вообще так вопрос: «педагог или машина»? Правильно ли поняли назначение обучающих машин их противники? В чем, наконец, сила обучающих машин и каковы сферы их влияния?
Процесс машинного обучения включает, как правило, четыре основных момента:
– машина излагает небольшой материал, предусмотренный программой обучения;
– задает контрольный вопрос;
– обучающийся, замыкая обратную связь (тут же, а не через две недели, не через месяцы), вводит ответ в машину;
– машина оценивает ответ. Оценка положительная – команда перехода к новому материалу.
В последние годы созданы десятки обучающих машин с разными названиями, разными целями – универсальные и специализированные, групповые и индивидуальные, совсем простые и очень сложные...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.