В шестом номере «Смены» был напечатан очерк тов. Венкова о стахановце Петре Любимове. Петра Любимова некоторые называли «Плюшкиным» на то, что он откладывал часть своей заработной платы на сберегательную книжку. Особенно резко нападал на Любимова его прежний друг Ефимов - «широкая натура». Он швыряется деньгами направо и налево, покупает в комиссионных магазинах разный хлам, кутит в ресторанах, а потом «стреляет» у приятелей по трешке. Очерк тов. Венкова вызвал десятки откликов наших читателей. Почти все читатели на стороне Петра Любимова. Это говорит о росте культурности рабочей молодежи, о ее презрении к расхлябанности, распущенности, столь характерных для таких типов, как Ефимов.
Прочитав очерк Венкова, я решил поделиться с читателями «Смены» своим мнением по вопросу о бережливости и расточительности.
Петя Любимов тысячу раз прав. Этот человек серьезно задумывается над жизнью и не рассматривает государство и своих товарищей как собес. Сбережение средств не оскорбляет достоинства рабочего или служащего. Сбережения не только помогают каждому в личном быту, но и приносят огромную пользу государству.
Приведу пример из своей жизни. Зарабатывал я хорошо и имел сбережения. Но вот я заболел весьма серьезно и в течение двух лет не мог оправиться. Правда, в лечении мне помогали, но все же, не будь у меня сбережений, я бы не смог лечиться как следует, я бы нервничал, и семья бы беспокоилась. Разве мало таких случаев, которые трудно предвидеть? Сбережения всегда выручают, и, кроме того, чувствуешь, что ты вдвойне являешься строителем государства.
Москва
Я не буду доказывать, кто прав, Леня или Петя: автор очерка сам это доказал. Я хочу поговорить о другом.
Вот пример из моей жизни. С Васей Б. мы дружили с самых ранних лет. Вместе приехали в город, поступили на завод. Три года работали бок о бок. Дня не могли прожить друг без друга. Вместе ходили в сады, кино, в театры, в читальню, вместе учились...
Деньги считали так: сегодня трачу я, завтра - он. Получали мы поровну. Если у кого получки до конца не хватало, значит тот больше истратил.
В прошлом году меня направили работать освобожденным пионервожатым в школу. Вася Б. остался на заводе. Дружили мы по-прежнему.
Зарплата у меня уменьшилась почти наполовину. Я не жалел об этом, потому что очень полюбил ребят, а они меня еще больше. Расстаться с ними из - за денег я не хотел.
Собрались мы с Васей как - то в театр, на «Бахчисарайский фонтан». День расчета был мой. В кассе мне сказали, что остались только 12 - рублевые билеты, и я решил отказаться. Вася возмутился. Он вытащил из кармана свою долю - 12 рублей - и дал мне. Пришлось взять билеты. У меня осталось мало денег. Я сторонился лотошницы с мороженым. Вася молча усмехался.
Через 3 дня мы пошли на концерт, повторилась та же история.
В следующий раз я отказался идти в театр: денег не было. Вася сказал мне, что я напрасно ушел к детям: «Остался бы на заводе - тоже больше тысячи получал бы...» После этого он стал редко заходить ко мне.
Так оборвалась наша дружба.
Бережливость - черта хорошая, но она не должна перерастать в скупость и бессердечие.
Ленинград.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из хроники европейских и американских газет