Календарь «Смены»

опубликовано в номере №284, август 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первый пароход

17 августа 1807 года состоялся первый рейс парохода гениального изобретателя Роберта Фультона.

«Клермонт» - так был назван пароход - совершал свои рейсы по реке Гудзон, между Нью – Йорком и Альбани, делая по 240 километров в 32 часа.

Это было началом мирового пароходного сообщения.

До Фультона многие изобретатели пытались использовать паровую машину как двигатель на судах. Но все их попытки не увенчались успехом. Паровая лодка, сконструированная французским изобретателем Денисом Папин в 1707 году, была разрушена озлобленной толпой лодочников, испугавшихся механического конкурента. Это отодвинуло развитие пароходного сообщения на сто лет.

Фультон осуществил свое изобретение под градом насмешек и издевательств. Обыватели называли «Клермонт» «глупостью Фультона». Но Фультон не опускал рук. И когда его пароход благополучно совершил свой первый рейс, симпатии населения перешли на сторону гениального изобретателя.

В России первые пароходы появились в 1815 году, в год смерти Фультона. Они назывались тогда «пироскафами».

Боксерс восстание

Весной и летом 1900 года весь Северный Китай был охвачен восстанием, известным под именем боксерского Ч Это было мощное крестьянское движение, направленное против феодального гнета и насилия европейских империалистов. Для империалистов Китай был местом грабежа и наживы. Особенно привлекало европейцев право торговли опиумом, сулившее им огромные барыши.

Засуха и голод 1899 года усилили возмущение масс. Во время одного из столкновений боксеров с иностранными войсками были убиты советник японской миссии Сугияма и германский посланник Кеттелер.

Это было сигналом для нашествия иностранных армий на Китай. Особенно старались германские империалисты. Вильгельм II напутствовал 60 тысяч солдат международного корпуса, отправлявшихся в Китай, такими словами: «Пусть теперь в Китае имя немца прославит себя на тысячу лет так, чтобы ни один китаец никогда бы больше не посмел хотя бы косо взглянуть на немца».

Карательные экспедиции потопили в крови восстание боксеров. В августе 1900 года были выжжены и вырезаны целые селения. Китайское правительство должно было принять унизительные для себя условия: китайцам под страхом смерти было запрещено селиться в европейских кварталах, участвовать в каких - либо антиевропейских обществах и т. д. Кроме того на Китай была наложена контрибуция в 635 миллионов рублей золотом.

Китай до сих пор платит контрибуцию за боксерское восстание. Только СССР отказался от причитающейся ему суммы, выразив желание, чтобы эти деньги были израсходованы на нужды народного просвещения в Китае.

Гибель экспедиции Соломона Андрэ

6 августа 1930 года команда норвежского парохода «Братвог» обнаружила на пустынном берегу у Белого острова останки Соломона Андре и его спутника Стринберга. Так разъяснилась тайна, которая волновала научный и спортивный мир с 1897 года...

В 1896 году шведский исследователь Соломон Андре был занят опытом с воздушными шарами. Он пытался разрешить интересную задачу управления воздушным шаром при помощи гайдропов и парусов.

Летом 1897 года состоялся полет Андре в Арктику. Вместе с Андре отправились два молодых ученых: физик и фотограф Стринберг и инженер - воздухоплаватель Кнут Френкель.

Андре надеялся управлять своим шаром при помощи гайдропов, балластных канатов и парусов. Но очень скоро «Орел» - шар Андре - потерял часть гайдропов. Все же Андре не прервал полета, из которого он не вернулся. Судьба шара и его спутников долгое время оставалась неизвестной. И только в 1930 году благодаря найденным дневникам и письмам появилась возможность установить приблизительную дату трагической гибели Андре и его спутников. Последняя запись в дневнике сделана 17 октября 1897 года. Шар потерпел аварию, Андре и его спутникам пришлось высадиться на лед.

Нет никаких материалов, которые бы указали точную причину гибели. Во всяком случае, экипаж «Орла» погиб не от недостатка продовольствия. Предполагают, что Андре и его спутники были занесены снегом и замерзли.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены